Страничка психолога
-
Консультация для родителей «Волшебный песок»
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но также быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.
Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5×72,5×7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни.
- «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу.
2.«В моем городе «Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.
3.«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
4.«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
5.«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
6.«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
7.«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
8.«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
-
О непослушании подростков
-
Как научить ребенка бережному отношению к деньгам
Умение планировать свои расходы, ставить перед собой финансовые цели — то, о чем родители часто забывают. А между тем подростковый возраст — самое подходящее время для того, чтобы научить ребенка этим важнейшим навыкам.
Чем раньше подросток начнет планировать покупки, основываясь на своих доходах, тем легче ему будет управлять финансами в будущем и тем осознаннее он будет относиться к деньгам. Умение намечать цели и составлять бюджет позволит ему более уверенно и свободно выстраивать свою жизнь. С чего же начать?
-
Как заметить гения в ребенке
Многие родители чуть ли не с пеленок стремятся разгадать в своем чаде юного Эйнштейна, Гейтса или Нобеля. Мы стремимся увидеть талант крохи, чтобы подготовить его к будущему, сделать более яркой и интересной его жизнь. Возникает вопрос о том – является ли наш ребенок одаренным и как это определить?
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации. Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
-
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей с ОВЗ
Пальчиковая гимнастика является комплексной тренировкой головного мозга. Она улучшает координацию, мелкую моторику рук, память и поэтому показана в любом возрасте, особенно в детском. Многие великие ученные придавали большое значение мелкой моторике. Например, В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А по словам Канта: «Рука – это своего рода внешний мозг». И это не просто красивые слова. Это значит, что, если мы развиваем пальчики, мы развиваем мозг ребенка.
Зона мелкой моторики находится в нашей голове рядом с центром речи. Вот почему, когда мы развиваем мелкую моторику через пальчиковые игры, у ребенка развивается и речь. Играя, важно помнить, что чем младше ребенок, тем медленнее мы выбираем темп.
Например, мы берем ручки малыша и играем, проговаривая медленно каждое слово. Первые пальчиковые игры, с которыми знакомится ребенок это: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик» и другие. Эти игры передаются из поколения в поколение уже много-много лет. Как правило тексты таких игр рифмованы, они легко воспринимаются маленьким ребенком и настраивают на игровой лад. И что не мало важно в момент таких игр устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребенком, или педагогом и ребенком. Разучивание коротких текстов и с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики стимулирует в первую очередь речь ребенка, помогает быстрее ему заговорить, если ребенок еще неговорящий. А также стимулирует внимание, память, фонематический слух.
-
Плохая память у детей с ОВЗ. Как ее развить.
Особенности памяти у детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память. Точность и прочность запоминания у детей с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Ребенок с ОВЗ обычно пользуется непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. То есть запоминает то, что привлекает его внимание, кажется интересным.
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому необходимо проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания. Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у таких детей должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов), «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно), «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке), «Повтори как было»(детям предлагают воспроизвести по памяти полку с игрушками», «Какого предмета не хватает», собрать пазл или нарисовать по памяти картинку и др.
Важно организовывать увлекательные и познавательные игры целенаправленно и систематически в тесном контакте с ребенком!