Что значит статус ученика для современного школьника
В связи с масштабными изменениями, происходящими в современном обществе меняется и самосознание школьников, в том числе представления о своем статусе. Полноценная жизнь в двух мирах — реальном и виртуальном - признак нового поколения. «Дети соцсетей» - звучит в адрес подростков. Но что мы на самом деле знаем о современном подростке, кроме его увлечения потреблять и создавать контент? Каков он – современный школьник? Какие у него хобби? Как он относится к труду и учебе, кем хочет стать? Как проводит досуг? Что считает успехом? Попробуем вместе в этом разобраться. Для начала немного теории - что же такое статус?
Социально-психологический статус — это положение человека в системе межличностных отношений и мера его влияния на членов группы.
Низкий статус — "незаметная" роль субъекта в межличностных отношениях.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Очень важна связь ребенка с группой сверстников, через эту связь школьник и получает представление о занимаемом месте в коллективе.
Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи между статусом и самооценкой. Я.Л.Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:
- тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
- эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
- ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму попадают в группу "отвергаемых".
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом. Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой.
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Институт воспитания провёл исследование среди 600 подростков в возрасте от 10 до 17 лет и создал портрет современного школьника в мельчайших деталях.
Рассмотрим, что интересно современным школьникам, и что формирует статус успешности (по материалам журнала «Семья и школа»).
Информированность: ленте соцсетей уделяется особая значимость: оттуда 79% подростков узнают главные мировые, общественные и даже политические новости. Школьники хотят быть «в теме» того, что происходит вокруг них. Больше половины респондентов отметили, что было бы неплохо создать портал, освещающий мировую обстановку понятным для подростка языком.
Саморазвитие: школьники, как и прежде, посещают дополнительные занятия. В тройку лидеров входят спортивные секции, творческие кружки и занятия по иностранному языку. Среди самых популярных видов спорта — единоборства, плавание, футбол и спортивные танцы. Пик посещаемости кружков и секций приходится на 10–13 лет. С 14 до 17 лет школьники сосредоточены на дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Культурный досуг. К художественной культуре в целом — музеям, театру, балетам — школьники относятся сдержанно и приобщаются к ней чаще всего с подачи родителей и педагогов. 30% ребят посещают музеи и театры с родителями 2–3 раза в месяц, а более половины респондентов — и вовсе раз в полгода. Однако к литературе у детей куда больше интереса. В числе любимых отечественных писателей — Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Федор Достоевский. Но, несмотря на это, 38% опрошенных не смогли ответить на вопрос о любимой книге.
Как стать успешным? Работа по душе, здоровье и друзья — главные источники счастья у современных подростков. Каждый третий ученик старшей школы связывает успех в жизни с построением карьеры. Причем подростки четко разграничивают работу, которая доставляет радость, и деятельность, которая приносит деньги. Среди профессий по душе — IT-специалист, медицинский работник, а также творческие специальности — актер, фотограф, режиссер.
Среди школьников, которые учатся на отлично, распространено мнение, что успех — это в первую очередь интересная работа и крепкое здоровье. Хорошисты, кроме карьеры и здоровья, связывают его с материальным благополучием. Для троечников успех равен богатству и возможности отдыхать, развлекаться.
Также необходимыми составляющими успеха школьники считают наличие самостоятельности и независимости. На второй план отходит понятие семейных ценностей. Создание семьи занимает лишь шестое место в рейтинге представлений школьников об успехе. Это важно 38% опрошенных. Еще реже достижением ребята считают рождение детей. Но вместе с тем растет потребность в общении подростка с родителями. 28% школьников советуются с ними относительно будущей карьеры и прислушиваются к их опыту.
Если сравнивать с масштабным исследованием, которое проводилось в 1980-х годах в СССР, то можно заметить скачок в самосознании детей России 21века. Так, современные школьники выше ценят и уважают индивидуальность, собственное «Я», свои интересы и дорожат текущей жизнью, нежели дети 80-х, которые ставили на первый план благополучие страны, справедливость и создание семьи.
Дети и деньги: среди младших школьников опыт подработки имеют 8%, среди подростков — 22%. Средний возраст, с которого дети хотели бы начать зарабатывать деньги, составил 16 лет. В качестве трудовой деятельности подростки рассматривают подработки, оплачиваемые стажировки, практики. Однако большинство из них хотели бы получать доход от реализации собственных проектов. Такое рвение к работе связано с желанием продемонстрировать финансовую независимость от родителей и обрести самостоятельность в принятии решений.
Мысли о Родине: 76% считают себя патриотами. Под патриотизмом они понимают любовь к своей стране и действия во благо государства. Для ребят это не исключает возможности критически высказываться о происходящем в стране среди сограждан, однако важно защищать ее от нападок и обвинений со стороны иностранцев.
Какими подростки видят себя? Главными качествами, которые стремятся развивать в себе, дети назвали: целеустремленность, решительность, стойкость, усердие и трудолюбие. Кстати, любимых блогеров, в круглосуточном просмотре которых подростков нередко упрекают, большинство школьников даже не смогли назвать. И само исследование показало, что современный подросток абсолютно точно думает о жизни в самых разных ее проявлениях. Эти мысли могут оказаться ошибочными или вызывать несогласие, но они есть. Это говорит о том, что современный школьник гораздо глубже, чем нередко кажется взрослым. Это наблюдающий, анализирующий и делающий выводы человек, который развивается, следуя своей непростой дорогой проб и ошибок.
Педагог - психолог Тартаковская Н.Д.