Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста проходит свою активную фазу в промежутке между 12 и 14 годами и продолжается не менее одного года. Основной причиной этого кризиса становится неспособность подростка контролировать эмоции и управлять своей волей в новых обстоятельствах социального взаимодействия. Гормональная перестройка организма в этом возрасте накладывается на новые предъявляемые обществом требования, а также на появление у подростков самосознания и рефлексии.
Основными характеристиками кризиса полового созревания являются:
- снижение успеваемости,
- падение работоспособности,
- отсутствие внутренней гармонии личности,
- асоциальный, протестный характер поведения,
- смена доминирующих жизненных интересов.
В этот период личность подростка испытывает огромное внутреннее напряжение, которое приводит к дезориентации в отношениях с другими людьми. Мир становится угрожающим и непонятным, а человеческое «Я» подростка разделено с другими людьми, как ни на одном из жизненных этапов. Этот кризисный период подростки переживают по-разному. Основными типичными личностными реакциями в этом возрасте считаются:
«оппозиция» - активный протест;
«имитация» - стремление подражать определенному образу, кумиру;
«гиперкомпенсация» - стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно;
«эмансипация» - стремление освободиться от опеки и контроля старших;
«группирование» - стремление к общности со сверстниками;
физиопсихические и психоэмоциональные реакции, связанные с формирующимся половым влечением.
Такие особенности поведения подростков считаются вариантом нормы, но при неблагоприятных обстоятельствах могут принять патологические формы. В этих случаях поведение подростка становится девиантным. Подростки могут убегать из дома, бродяжничать, пристраститься к алкоголю или наркотикам, участвовать в кражах и хулиганстве, вступать в беспорядочные половые связи, а также совершать суицидальные поступки.
К неблагоприятным условиям развития подростка, которые могут привести к отклоняющемуся от нормы поведению, можно отнести:
- Слишком быстрое физическое развитие, которое приводит к несоответствию физической и моральной зрелости подростка. Внешне подросток уже выглядит, как взрослый человек, но не имеет опыта социального взаимодействия и несения ответственности за свои поступки.
- Быстрое развитие общества в экономической, социальной сферах и научно-технический прогресс, которые оказывают влияние на стиль жизни современного подростка, его ценности и образ мышления. Широкое использование технических средств, повсеместная компьютеризация, доступность информации накладывают свои корректировки на формирование личности подростка, зачастую не самые положительные.
- Неблагополучные семьи, в которых не уделяется должного внимания воспитанию детей, лишают их возможности удовлетворять важные для них потребности. Неправильное воспитание и «глухота» к своим детям не оставляют подросткам другого выбора, как только привлекать внимание к своим нуждам и вести себя провокационно.
Л.С.Выготский выделял два пути протекания кризиса подросткового возраста:
Кризис независимости – является наиболее распространенным случаем, в котором подросток проявляет протест, упрямство, бунтует против взрослых, обесценивая их авторитет, а также предпринимает все действия, чтобы доказать, что он уже не ребенок.
Кризис зависимости – встречается реже и проявляется в виде чрезмерного послушания и зависимости от взрослых. Подросток хочет оставаться ребенком и не хочет взрослеть. Происходит откат к старым формам поведения и интересам прошлых возрастных периодов.
Для гармоничного и успешного развития личности наиболее благоприятным вариантом является кризис независимости. Ведь для того, чтобы иметь возможность протестовать против сложившейся системы взаимодействия и отношений, подростку необходимо каждый раз доказывать, что он уже не ребенок и с ним должны считаться. Претендуя на взрослость, подросток начинает все больше проявлять инициативу в различных делах и брать на себя ответственность, которую раньше за него нес кто-то другой. Преодолев кризис независимости, личность приобретает новые грани взрослого человека.
Таким образом, кризис подросткового возраста - это один из самых непростых периодов в жизни каждого человека. И особенно важным становится принятие, терпение и поддержка родителями своих взрослеющих детей.
Педагог-психолог - Фоменко.А.Н.