Страничка психолога
-
Плохая память у детей с ОВЗ. Как ее развить.
Особенности памяти у детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память. Точность и прочность запоминания у детей с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Ребенок с ОВЗ обычно пользуется непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. То есть запоминает то, что привлекает его внимание, кажется интересным.
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому необходимо проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания. Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у таких детей должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов), «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно), «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке), «Повтори как было»(детям предлагают воспроизвести по памяти полку с игрушками», «Какого предмета не хватает», собрать пазл или нарисовать по памяти картинку и др.
Важно организовывать увлекательные и познавательные игры целенаправленно и систематически в тесном контакте с ребенком!
-
Значение эмоций в нашей жизни
Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эмоции – это наша система безопасности. Благодаря эмоциям, человек может понять свои потребности и реализовать их.
Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем плодотворнее, богаче его отношение с окружающими, выше его мотивация и познание. Важно понимать - что мы заложили детям в детстве в качестве постоянно выраженных эмоций и чувств, которые в основном доминируют в поведении ребенка, то и в жизни ребенок будет моделировать ситуации, чтобы быть в этой эмоции.
-
Ребенок не хочет учиться: как ему помочь
В настоящее время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться у их детей. Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Если родители будут действовать «напролом» против воли ребенка – заставлять его, то результат чаще всего получается отрицательный. Насильно заставить учиться не получится. Ключевая ошибка в слове «заставить». Задача взрослых – пробудить у ребенка желание, помочь посмотреть ему на учебу с другой стороны.
В этой статье мы рассмотрим, что делать, если у ребенка пропал интерес к учебе или он вообще никогда не хотел учиться. Попутно возникает вопрос: с чем могут быть связаны проблемы - с отсутствием желания посещать школу или отсутствием желания учиться. Это два разных направления: Чтобы ребенок захотел учиться и учился хорошо или 2) Чтобы ребенок хотел учиться в школе.
Разница здесь очень большая. Знаете ли вы для чего была придумана сама школа?
Родители, которые насильно заставляют детей учиться в школе, должны понимать, что изначально школа была придумана для того, чтобы вырастить из детей будущий рабочий класс. Для этого им с детства вырабатывали привычку к звонкам, чтобы на фабрике человек работал от звонка до звонка, без отрыва. Но всё меняется. С каждым новым поколением дети рождаются более свободолюбивые и их очень тяжело загнать в какие-то рамки. Сейчас в школе происходит множество инноваций, которые, возможно в будущем помогут изменить сложившуюся ситуацию. Ведь далеко не всем детям нужно знать математику или химию, чтобы добиться успеха во взрослой жизни. Многие из тех, которые знали математику на "2" стали успешными музыкантами или художниками. И, наоборот, те, кто знал математику на "5", не смогли стать математиками или программистами. Поэтому нужно понимать, что степень успешности во взрослой жизни не зависит от успеваемости по какому-то предмету в школе.
-
«Личные границы. Учимся уважать и принимать других»
На базе ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» состоялась встреча клуба подростков, посвященная теме «Личные границы».
В процессе дискуссии вместе с педагогом – психологом Тартаковской Н.Д., ребята смогли определить понятие «психологические границы».
Они узнали, что личные границы - это невидимая черта, которая проходит между отдельными личностями.
В процессе участия в упражнениях «посудомоечная машина», «стоп», «определи нарушение границ» ребята тренировались как определять где начинаются и заканчиваются свои границы, как построить эффективное взаимодействие и обозначать собственные границы. В завершение встречи ребятам был предложен психологический тест «Ваши личностные границы». По его выполнении был проведен анализ полученных результатов и даны рекомендации.
Встреча прошла в теплой дружественной атмосфере.
-
Новая запись
-
«Мемо» игры для развития памяти и внимания
На коррекционных занятиях педагог-психолог часто использует настольные игры. Большинство из них направлено на развитие ребенка. Настольные игры – это в основном спокойные игры и бывают разной направленности.
Рассмотрим конкретную игру «Мемо» или по-другому «Мемори». Это любимая игра многих детей и взрослых. Цель игры: развить память, внимание, расширить кругозор, словарный запас. Набор этой игры разный. Можно найти карточки на любую тематику, от животных до космоса. Игра «Мемо» расширяет кругозор ребенка. Это обучающая игра. Необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой.. В любой настольной игре есть определенные правила. Так вот, во время игры ребенок учится подчиняться правилам (это нужно, особенно в критических ситуациях), учится общению с другими людьми, учится терпению (ожидая свой ход), учится, в конце концов, выигрывать и что наиболее важно, извлекает определенные уроки, учится правильно реагировать на проигрыш и учится понимать, что в следующий раз у него будет еще одна возможность выиграть. Это важный навык. Ведь победа приходит через поражения. Игра «Мемо», призванная развить у ребенка хорошую зрительную память, и научить ребенка концентрировать внимание. Это игра, где все зависит только от игроков, и взрослые могут играть наравне с детьми (а очень часто как раз дети выходят из этой игры победителями). Это действительно интересная и удивительно полезная игра!