Страничка психолога
-
«Мемо» игры для развития памяти и внимания
На коррекционных занятиях педагог-психолог часто использует настольные игры. Большинство из них направлено на развитие ребенка. Настольные игры – это в основном спокойные игры и бывают разной направленности.
Рассмотрим конкретную игру «Мемо» или по-другому «Мемори». Это любимая игра многих детей и взрослых. Цель игры: развить память, внимание, расширить кругозор, словарный запас. Набор этой игры разный. Можно найти карточки на любую тематику, от животных до космоса. Игра «Мемо» расширяет кругозор ребенка. Это обучающая игра. Необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой.. В любой настольной игре есть определенные правила. Так вот, во время игры ребенок учится подчиняться правилам (это нужно, особенно в критических ситуациях), учится общению с другими людьми, учится терпению (ожидая свой ход), учится, в конце концов, выигрывать и что наиболее важно, извлекает определенные уроки, учится правильно реагировать на проигрыш и учится понимать, что в следующий раз у него будет еще одна возможность выиграть. Это важный навык. Ведь победа приходит через поражения. Игра «Мемо», призванная развить у ребенка хорошую зрительную память, и научить ребенка концентрировать внимание. Это игра, где все зависит только от игроков, и взрослые могут играть наравне с детьми (а очень часто как раз дети выходят из этой игры победителями). Это действительно интересная и удивительно полезная игра!
-
Спешите делать добро!
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» на базе отделения социальной диагностики прошла очередная встреча клуба общения подростков. Цель данного мероприятия: дать представление о добре, развивать навык сотрудничества, а также коммуникативные навыки.
Ребята активно участвовали в занятии, бурно обсуждали представленный материала, делились своим жизненным опытом.
По сложившейся традиции в конце встречи для выражения своих эмоций и своих впечатлений ребятам было предложено упражнение «Маски». Для этого каждый участник выбрал себе одну из трех масок, на которых нарисованы лица (веселое, грустное и злое), тем самым показав свое настроение, с которым он уходит с занятия и объяснил «Почему». Встреча прошла активно и позитивно, подарив ребятам новый опыт общения и повысив их уровень психологических знаний и навыков.
-
Игры с песком для детей дошкольного возраста
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия, способствуют развитию моторики руки, кисти, формированию эмоциональной сферы детей. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, дети быстрее осваивают буквы и цифры, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует), стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для гармоничного развития личности ребенка.
-
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое - за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое - умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей. Для развития межполушарных связей можно использовать нейродинамическую гимнастику.
Примерные упражнения:
- Зеркальное рисование. На листе бумаги нужно одновременно обеими руками выводить одинаковые рисунки, но в зеркальном расположении относительно друг друга. Это могут быть буквы, картинки, узоры. Сначала конечно это упражнение может получаться плохо, но когда работа обоих полушарий и обеих рук синхронизируется, эффективность работы улучшится. Для детей существует специальная рабочая тетрадь-прописи, где рисовать нужно по пунктирным линиям.
- Горизонтальная восьмерка. Рисуйте с ребенком в воздухе знак бесконечности. Сначала одной правой рукой, потом левой, затем обеими одновременно. Внимательно следите глазами за рукой.
- Пальчиковые упражнения. Научите ребенка быстро двигать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по очереди другие пальцы (от указательного к мизинцу, потом в обратном направлении - от мизинца к указательному). Сначала пусть ребенок хорошо научится выполнять это упражнение одной и второй рукой, затем можно попробовать его сделать двумя руками одновременно.
- Можно также использовать специальные доски для развития межполушарного взаимодействия.
В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.
-
Ответственность несовершеннолетних за присвоение чужого имущества
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» на базе отделения социальной диагностики прошла очередная встреча клуба общения подростков. Встреча была посвящена очень серьезной проблеме – детское воровство. Тема встречи звучала так: «Ответственность несовершеннолетних за кражу и мелкие хищения».
В начале встречи вместе с педагогом – психологом Соколовой Н.Д., ребята разбирались, что означают понятия «ответственность», «кража», «разбой», «грабеж». А также узнали об неприятных последствиях, уголовной и административной ответственности, которые последуют для них, если несовершеннолетние совершат такие деяния.
Для закрепления темы ребятам были предложены и проведены два упражнения: «Распределение ответственности» (Н. И. Козлов) и «Как бы ты поступил», направленные на формирование адекватного представления у детей, что входит в их зону ответственности и за что они отвечают.
-
«Для чего нам нужно учиться»
«Для чего нам нужно учиться» Актуальной проблемой современных детей и подростков является отсутствие внутренней мотивации к учебе в школе. Причины разные, но эта проблема доставляет беспокойство и…