Страница логопеда
-
Секреты сонорных звуков
В завершении осенней сессии контроля в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» специалистом Погореловой С.Н. было дано открытое индивидуальное логопедическое занятие, целью которого являлась автоматизация (закрепление) звуков [л´], [р] в слогах и словах.
Занятие прошло в игровой форме, каждый этап имел наглядную основу (артикуляционный кубик, предметные картинки и т.д.). Использовались как речевые («Доскажи словечко», «Эхо», «Подарок для Ромы»), так и дидактические игры («Кого не стало?», «Скажи какой?»). В качестве динамической паузы применена пальчиковая гимнастика. Положительный эмоциональный настрой поддерживался присутствием необычного гостя – Львёнка. Словесные, наглядные и игровые приёмы стимулировали познавательно-речевую активность ребёнка.
-
Особенности работы логопеда с детьми с РАС
Полное отсутствие речи или её нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.
Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребёнку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной её невозможности без длительной коррекционной работы.
В логопедической работе с аутичными детьми можно выделить несколько этапов.
Предварительный этап-контакт — адаптация ребёнка к новым условиям. Установление эмоционального контакта. Создание положительного эмоционального настроя.
За ним следует этап формирования первичных учебных навыков. Данный этап реабилитации представлен специалистом ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погореловой С.Н. Именно сейчас ставятся и реализуются задачи по формированию предпосылок речевого развития, развитие речевого подражания: звукоподражание, ротового внимания, навыка подражания, понимания речи, речевого дыхания, активизация артикуляционного аппарата, произвольного звукоизвлечения, мышления (связь причины и следствия), инициативы и интереса к общению.
Впереди очень сложная коллективная работа нацеленная на положительный результат.
-
Дошкольные игры с логопедом. Форма, цвет, величина.
Важной составляющей речевого развития детей дошкольного возраста была и остаётся игра. Она имеет исключительное значение: игра - учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Развивающие игры и игровые упражнения, используемые логопедом ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погореловой С.Н. стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми или ребёнком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Игры-занятия на восприятие величины, формы, цвета воспитывают сосредоточенность, умение анализировать и сравнивать предметы. Для ребёнка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
-
Песочная терапия в логопедической практике
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из
детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры – песочная терапия.
Так, на своих занятиях логопед ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
Шевченко И. В. использует песочную терапию как один из эффективных методов преодоления речевых проблем.
Использование игр с песком весьма эффективно. Они положительно влияют на развитие ребенка: снимают мышечную напряжённость, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма, повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом, развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, а так совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. -
Современные игрушки в работе логопеда
Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне проходят занятия с логопедом, но и от того насколько ребёнок замотивирован на занятиях, есть ли у него интерес к данной деятельности.
Для того чтобы работа была продуктивной очень важно, поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия. Дети меняются, и удивлять их все сложнее и сложнее.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал», логопед Шевченко И.В. использует развивающий игровой конструктор с шуруповертом, который помогают заинтересовать детей, провести игровое занятие, увлекая их.
Дидактические игры и занятия с конструктором оказывают положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможно.
Работа с конструктором обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а также формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конструктор полезен для развития мелкой моторики, внимания, мышления, координации и изучения цвета. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи.
Применение на логопедических занятиях ярких, популярных игрушек среди детей, вызывают интерес, положительные эмоции и дают хороший результат!
-
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.