Страница логопеда
-
Современные игрушки в работе логопеда
Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне проходят занятия с логопедом, но и от того насколько ребёнок замотивирован на занятиях, есть ли у него интерес к данной деятельности.
Для того чтобы работа была продуктивной очень важно, поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия. Дети меняются, и удивлять их все сложнее и сложнее.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал», логопед Шевченко И.В. использует развивающий игровой конструктор с шуруповертом, который помогают заинтересовать детей, провести игровое занятие, увлекая их.
Дидактические игры и занятия с конструктором оказывают положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможно.
Работа с конструктором обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а также формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конструктор полезен для развития мелкой моторики, внимания, мышления, координации и изучения цвета. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи.
Применение на логопедических занятиях ярких, популярных игрушек среди детей, вызывают интерес, положительные эмоции и дают хороший результат!
-
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
-
Пальчиковый театр в речевом развитии ребенка
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — это игра. В игре ребенок легко преодолевает трудности, а исправление недостатков речи — огромный труд.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед Шевченко И.В. активно использует на своих занятиях пальчиковый театр.
Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, в увлекательный мир волшебства, тепла, доброты. Это прекрасная возможность для развития у детей воображения и мышления, экспрессивной и диалогической речи. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности. Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость.
-
Развитие мелкой моторики
Функция руки уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всём его многообразии. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребенок разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет всей ладонью, потом только двумя пальцами (большим и указательным), после появляются навыки перекладывания из рук в руку.
Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед Шевченко И.В. применяет различные приемы развития мелкой моторики на занятиях с детьми с ОВЗ.
Лепка из пластилина. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным. При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Игры с конструктором, мозаикой. Детям нравится работать с конструктором, из которого они собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Развивается образное мышление, воображение, мелкая моторика рук. Игры с мозаикой способствуют развитию сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Шнуровки. Шнурование - незаменимый способ развития координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры в мяч.
Упражнения с мячами:
• Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
• Катать мяч по часовой стрелке;
• Держать одной рукой мяч - другой рукой выполнять ввинчивающие движения.
Игры с кубиками. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Есть деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки.
Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает внимание, сообразительность, происходит координирование работы глаз и кистей рук.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, также, поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. -
Короткая уздечка языка
Короткая уздечка языка у ребёнка – это врождённая аномалия Укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объёму движений языка в ротовой полости. Она нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубного ряда, формированию неправильного прикуса и т.д.
Короткая уздечка языка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Такая патология требует специальных медицинских назначений. Для лечения применяется хирургический метод или методика растяжки уздечки. Споры по данному вопросу актуальны на протяжении многих лет.
Практикующие логопеды предлагают не спешить подрезать уздечку (если она слегка укорочена), она очень эластичная и может растянуться при выполнении специального комплекса артикуляционных упражнений. Выполнять их нужно, как можно чаще, до 10 раз в день.
- «Лошадка». При открытом рте, присасывать язык к нёбу, щёлкая, как цокающая лошадка.
- «Вкусное варенье». Поставить на верхнюю губу капельку варенья (сгущенки), облизать широким языком сверху вниз.
- «Грибок». Широко открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом (стоматологом-хирургом).
-
Детский билингвизм. Актуальная проблема в логопедии
Билингвизм (в переводе с латинского языка: “bi” – “два”, “lingua” – “язык”) – это способность владения двумя языками, причём степень владения тем или иным языком может быть различной.
Морфологические и синтаксические особенности речи двуязычных детей обусловлены расхождениями между строем русского языка и системой родного языка, в связи с чем возникает неправильное согласование различных частей речи (например: «мой сестра, она сказал, красивый кукла»), неверное употребление видовременных форм глагола.
Обычно у них нарушены все аспекты речи: звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, отмечается бедность словарного запаса, то есть все нарушения речи, которые имеют русскоязычные дети с логопедическим заключением – ОНР (общее недоразвитие речи).
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал», специалистом Погореловой С.Н., детям-билингвам разрабатывается индивидуальный маршрут логопедической коррекционно-развивающей помощи. Доминантой которого являются категории рода, одушевленности и неодушевленности, падежной системы. Увлекательные занятия, дидактика погружают ребёнка в интересное путешествие, обогащают его словарь, способствуют общему и речевому развитию.