Страница логопеда
-
Пальчиковый театр в речевом развитии ребенка
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — это игра. В игре ребенок легко преодолевает трудности, а исправление недостатков речи — огромный труд.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед Шевченко И.В. активно использует на своих занятиях пальчиковый театр.
Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, в увлекательный мир волшебства, тепла, доброты. Это прекрасная возможность для развития у детей воображения и мышления, экспрессивной и диалогической речи. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности. Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость.
-
Развитие мелкой моторики
Функция руки уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всём его многообразии. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребенок разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет всей ладонью, потом только двумя пальцами (большим и указательным), после появляются навыки перекладывания из рук в руку.
Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед Шевченко И.В. применяет различные приемы развития мелкой моторики на занятиях с детьми с ОВЗ.
Лепка из пластилина. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным. При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Игры с конструктором, мозаикой. Детям нравится работать с конструктором, из которого они собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Развивается образное мышление, воображение, мелкая моторика рук. Игры с мозаикой способствуют развитию сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Шнуровки. Шнурование - незаменимый способ развития координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры в мяч.
Упражнения с мячами:
• Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
• Катать мяч по часовой стрелке;
• Держать одной рукой мяч - другой рукой выполнять ввинчивающие движения.
Игры с кубиками. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Есть деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки.
Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает внимание, сообразительность, происходит координирование работы глаз и кистей рук.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, также, поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. -
Короткая уздечка языка
Короткая уздечка языка у ребёнка – это врождённая аномалия Укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объёму движений языка в ротовой полости. Она нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубного ряда, формированию неправильного прикуса и т.д.
Короткая уздечка языка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Такая патология требует специальных медицинских назначений. Для лечения применяется хирургический метод или методика растяжки уздечки. Споры по данному вопросу актуальны на протяжении многих лет.
Практикующие логопеды предлагают не спешить подрезать уздечку (если она слегка укорочена), она очень эластичная и может растянуться при выполнении специального комплекса артикуляционных упражнений. Выполнять их нужно, как можно чаще, до 10 раз в день.
- «Лошадка». При открытом рте, присасывать язык к нёбу, щёлкая, как цокающая лошадка.
- «Вкусное варенье». Поставить на верхнюю губу капельку варенья (сгущенки), облизать широким языком сверху вниз.
- «Грибок». Широко открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом (стоматологом-хирургом).
-
Детский билингвизм. Актуальная проблема в логопедии
Билингвизм (в переводе с латинского языка: “bi” – “два”, “lingua” – “язык”) – это способность владения двумя языками, причём степень владения тем или иным языком может быть различной.
Морфологические и синтаксические особенности речи двуязычных детей обусловлены расхождениями между строем русского языка и системой родного языка, в связи с чем возникает неправильное согласование различных частей речи (например: «мой сестра, она сказал, красивый кукла»), неверное употребление видовременных форм глагола.
Обычно у них нарушены все аспекты речи: звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, отмечается бедность словарного запаса, то есть все нарушения речи, которые имеют русскоязычные дети с логопедическим заключением – ОНР (общее недоразвитие речи).
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал», специалистом Погореловой С.Н., детям-билингвам разрабатывается индивидуальный маршрут логопедической коррекционно-развивающей помощи. Доминантой которого являются категории рода, одушевленности и неодушевленности, падежной системы. Увлекательные занятия, дидактика погружают ребёнка в интересное путешествие, обогащают его словарь, способствуют общему и речевому развитию.
-
Нескучные игры с аэрболом
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Речевое дыхание — основа звучащей речи. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. И звуки речи образуются именно при выдохе воздуха. Поэтому выдох имеет ключевое значение для постановки речевого дыхания и голоса. Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» учитель-логопед Шевченко И.В. в своей работе использует аэробол, который предназначен для развития речевого дыхания у детей. Приспособление помогает бороться с речевыми нарушениями, улучшает дикцию и тренирует лёгкие.
Регулярные тренировки позволяют сделать уверенное речевое дыхание одновременно организованным и бессознательным. Также данный материал развивает гармонический слух.
-
«Занимательная логопедия»
Некоторые родители недооценивают важность дошкольного детства в подготовке ребёнка к школе, считая, что всему, что необходимо, научат в первом классе. А ведь именно в этот период закладывается фундамент для отличной учёбы ребят, формируется мотивация к обучению, желание приобретать и использовать новые знания и умения. Если необходимые для обучения навыки не сформированы, то ребёнок, скорее всего, будет ощущать трудности в усвоении программы первого класса, у него возникнет негативное представление о школе, нежелание её посещать. Чтобы избежать таких отрицательных последствий очень важно, в возрасте от 4 до 7 лет, в игровой форме, используя разные приёмы, задания, соревнования и упражнения готовить ребёнка к школе.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопедом Погореловой С.Н. разработана и начала свою апробацию коррекционно-реабилитационная программа «Занимательная логопедия».
Основными задачами коррекционного обучения являются:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов);
- развитие произвольной моторики пальцев рук;
- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- развитие связной речи.