Страница логопеда
-
Методы арт-терапии в логокоррекции. Пластилинотерапия
Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. Арт-терапия зарекомендовала себя как доступная, эффективная технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции самых различных нарушений, в том числе речевых.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.
Пластилинотерапия – одно из направлений арт-терапии в работе логопеда, позволяющее разнообразить занятия и сохранить высокий интерес воспитанников к взаимодействию.
Цель логопеда ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» – не учить лепить, а использовать лепку, как основу для общения.
Использование лепки на логопедических занятиях:
* формирует мотивацию к совместной деятельности;
* способствует развитию социального взаимодействия;
*даёт возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации;
* способствует развитию познавательной и продуктивной деятельности;
*способствует развитию творческого мышления и творческой активности, воображения;
* способствует развитию РЕЧИ.
-
Звуковой анализ слов
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для младших школьников – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без чёткого понимания разницы ребёнок будет постоянно путаться.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких, глухих и звонких согласных.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» на занятиях логопеда Погореловой С.Н. по программе «Речевая переменка» с воспитанниками школьного возраста автоматизируются знания по данной теме.
Звукобуквенный анализ – один из важнейших видов работы, который способствует формированию орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их называть и охарактеризовать; умению соотносить слово с его звуковой схемой и многому другому.
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает проявление специфических ошибок при письме (пропуск букв и их перестановку).
-
Грамматические категории
В русском языке категория грамматического рода имеет широкое распространение. Каждое существительное, будь то одушевлённое или неодушевлённое, обязательно имеет род – мужской, женский или средней.
Расширять и конкретизировать знания по данному разделу в рамках программы «Радость общения» логопед ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погорелова С.Н. предлагает при помощи игровых ситуаций, дидактических игр и упражнений: «Скажи, кокой предмет», «Что нарисовано?», «Разноцветный сундучок» и др. Усвоение сложных форм успешно преодолевается и закрепляется в речи, устраняя речевые аграмматизмы (например: мой шапка, мама читал сказки).
Упражнять детей в согласовании прилагательных и существительный можно и нужно в разных видах деятельности (прогулка, игра, перед сном). Огромный плюс речевых игр состоит в том, что они не всегда требуют обязательной наглядности и атрибутики. Играйте, и результат не заставит себя ждать!
-
Использование деревянных пирамидок в работе логопеда
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, пособий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Логопед Шевченко И.В. для того что бы у детей был высокий уровень мотивации, повышенный интерес к занятиям всегда находит новые игрушки, пособия, как для диагностических занятий, так и для коррекционных. Ведь ни для кого не секрет, чем больше анализаторов мы задействуем в своей работе, тем эффективнее будет результативность работы.
Так, логопедом используются в практике многофункциональные деревянные пирамидки. Деревянные игрушки экологичны, помогают гармоничному и творческому развитию ребёнка. Фактура натурального, гладко обработанного дерева идеальна для детей. Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать различных сенсорно-моторных каналов. В результате психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей происходит на основе практических действий.
-
Загадки речи
-
Машинки, игрушки пускай подождут. Я – к школе готовлюсь, нелёгок мой путь…
Машинки, игрушки пускай подождут. Я – к школе готовлюсь, нелёгок мой путь… Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников. В первую очередь, начиная…