Страница логопеда
-
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, так их как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка, игры и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?" вместо «Он играет?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
5.Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
- Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
- Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например: Если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Рекомендации учителя-логопеда
Шевченко Ирины Васильевны
-
Методы арт-терапии в логокоррекции. Пластилинотерапия
Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. Арт-терапия зарекомендовала себя как доступная, эффективная технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции самых различных нарушений, в том числе речевых.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.
Пластилинотерапия – одно из направлений арт-терапии в работе логопеда, позволяющее разнообразить занятия и сохранить высокий интерес воспитанников к взаимодействию.
Цель логопеда ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» – не учить лепить, а использовать лепку, как основу для общения.
Использование лепки на логопедических занятиях:
* формирует мотивацию к совместной деятельности;
* способствует развитию социального взаимодействия;
*даёт возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации;
* способствует развитию познавательной и продуктивной деятельности;
*способствует развитию творческого мышления и творческой активности, воображения;
* способствует развитию РЕЧИ.
-
Звуковой анализ слов
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для младших школьников – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без чёткого понимания разницы ребёнок будет постоянно путаться.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких, глухих и звонких согласных.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» на занятиях логопеда Погореловой С.Н. по программе «Речевая переменка» с воспитанниками школьного возраста автоматизируются знания по данной теме.
Звукобуквенный анализ – один из важнейших видов работы, который способствует формированию орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их называть и охарактеризовать; умению соотносить слово с его звуковой схемой и многому другому.
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает проявление специфических ошибок при письме (пропуск букв и их перестановку).
-
Грамматические категории
В русском языке категория грамматического рода имеет широкое распространение. Каждое существительное, будь то одушевлённое или неодушевлённое, обязательно имеет род – мужской, женский или средней.
Расширять и конкретизировать знания по данному разделу в рамках программы «Радость общения» логопед ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погорелова С.Н. предлагает при помощи игровых ситуаций, дидактических игр и упражнений: «Скажи, кокой предмет», «Что нарисовано?», «Разноцветный сундучок» и др. Усвоение сложных форм успешно преодолевается и закрепляется в речи, устраняя речевые аграмматизмы (например: мой шапка, мама читал сказки).
Упражнять детей в согласовании прилагательных и существительный можно и нужно в разных видах деятельности (прогулка, игра, перед сном). Огромный плюс речевых игр состоит в том, что они не всегда требуют обязательной наглядности и атрибутики. Играйте, и результат не заставит себя ждать!
-
Использование деревянных пирамидок в работе логопеда
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, пособий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Логопед Шевченко И.В. для того что бы у детей был высокий уровень мотивации, повышенный интерес к занятиям всегда находит новые игрушки, пособия, как для диагностических занятий, так и для коррекционных. Ведь ни для кого не секрет, чем больше анализаторов мы задействуем в своей работе, тем эффективнее будет результативность работы.
Так, логопедом используются в практике многофункциональные деревянные пирамидки. Деревянные игрушки экологичны, помогают гармоничному и творческому развитию ребёнка. Фактура натурального, гладко обработанного дерева идеальна для детей. Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать различных сенсорно-моторных каналов. В результате психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей происходит на основе практических действий.
-
Загадки речи
Загадки речи В игровой форме на свежем воздухе прошло фронтальное занятие логопеда Погореловой С.Н. с воспитанниками школьного возраста в рамках реализации дополнительной общеобразовательной…