Страница логопеда
-
Игры - помощники логопеда
В арсенале практикующего логопеда множество дидактических игр и пособий, помогающих ему в достижении поставленных коррекционных задач. Выбор игр зависит от разных факторов: возрастных и индивидуальных особенностей, периода работы по развитию мышц артикуляционного аппарата, работы над дикцией или коррекцией письменной речи и др.
Специалист ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погорелова С.Н. предложила вниманию коллег игры, используемые ею на логопедических занятиях. Особое внимание было уделено дидактике, сделанной своими руками.
Обмен опытом, наработками очень важный и неотъемлемый процесс в педагогике, позволяющий повысить уровень профессионального мастерства.
В заключении мероприятия была проведена апробация игры «Фигурное катание». Данная игра позволяет автоматизировать навык звукового анализа, закрепить графический образ букв, развивает мелкую моторику.
-
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например: для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Рекомендации учителя-логопеда
Шевченко Ирины Васильевны
-
Эти волшебные камешки "Марблс"
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камешков «Марблс» (от англ. - мраморный) — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
На этой неделе в ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» прошло логопедическое занятие с использованием камешек Марблс.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.
-
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»?
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление недостатков произношения. Она является основой формирования речевых звуков, фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать, постепенно наращивая темп.
- Заниматься нужно ежедневно по 5 минут, желательно два раза в день (утром и вечером). Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. Упражнения не должны доводить до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения.
В заключении хочется сказать, что выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимый комплекс ежедневных упражнений, который подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звуков.
Подготовила: логопед
Погорелова С.Н.
-
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, так их как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка, игры и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?" вместо «Он играет?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
5.Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
- Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
- Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например: Если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Рекомендации учителя-логопеда
Шевченко Ирины Васильевны
-
Методы арт-терапии в логокоррекции. Пластилинотерапия
Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. Арт-терапия зарекомендовала себя как доступная, эффективная технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции самых различных нарушений, в том числе речевых.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.
Пластилинотерапия – одно из направлений арт-терапии в работе логопеда, позволяющее разнообразить занятия и сохранить высокий интерес воспитанников к взаимодействию.
Цель логопеда ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» – не учить лепить, а использовать лепку, как основу для общения.
Использование лепки на логопедических занятиях:
* формирует мотивацию к совместной деятельности;
* способствует развитию социального взаимодействия;
*даёт возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации;
* способствует развитию познавательной и продуктивной деятельности;
*способствует развитию творческого мышления и творческой активности, воображения;
* способствует развитию РЕЧИ.