Развитие мелкой моторики
Функция руки уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всём его многообразии. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребенок разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет всей ладонью, потом только двумя пальцами (большим и указательным), после появляются навыки перекладывания из рук в руку.
Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед Шевченко И.В. применяет различные приемы развития мелкой моторики на занятиях с детьми с ОВЗ.
Лепка из пластилина. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным. При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Игры с конструктором, мозаикой. Детям нравится работать с конструктором, из которого они собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Развивается образное мышление, воображение, мелкая моторика рук. Игры с мозаикой способствуют развитию сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Шнуровки. Шнурование - незаменимый способ развития координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры в мяч.
Упражнения с мячами:
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч по часовой стрелке;
- Держать одной рукой мяч - другой рукой выполнять ввинчивающие движения.
Игры с кубиками. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Есть деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки.
Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает внимание, сообразительность, происходит координирование работы глаз и кистей рук.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, также, поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.