Подростковое одиночество, причины и его последствия

Одиночество — довольно мучительное чувство для многих взрослых, а подростковое одиночество тяжело вдвойне. Почему так происходит, какие могут быть последствия и как исправить ситуацию?
Дело не только в том, что эмоции в пубертате захлестывают особенно сильно, но и в том, что через отражение в глазах сверстников во многом формируется самооценка подростка. Отказ от совместной деятельности сильно ранит, а несогласие воспринимается как отвержение.
Длительная изоляция и трудности в выстраивании социальных связей побуждают подростка искать выход из сложившейся ситуации. Иногда таким «выходом» для ребенка становятся алкоголь, азартные игры или наркотики. Все это разные виды зависимости, которые неизбежно ведут к еще большим проблемам.
Успех человека в любой сфере жизни зависит от умения строить отношения и общаться Обособленность не дает возможности научиться разрешать конфликты, самоутверждаться, приспосабливаться к новым коллективам, презентовать себя, быть интересным и полезным.
В подростковом возрасте родители отходят на второй план. Фокус внимания устремляется на сверстников. То, как будет происходить общение, заложит основу умению выстраивать диалог с людьми в будущем. Тинейджерам важно рассказать о своем внутреннем мире сверстникам, получить их одобрение и принятие. Так работает механизм самопознания.
В 90% случаев проблема подросткового одиночества связана с отношениями в семье.
Вот лишь некоторые причины, которые могут повлиять на самооценку ребенка и создать проблемы в его общении со сверстниками:
- конфликты между родителями, насилие в семье;
- отсутствие доверительных отношений с мамой и папой;
- чрезмерная критика взрослых;
- гиперопека.
При обращении к психологу некоторые родители хотят, чтобы специалист решил проблему детей без привлечения их в терапию. Они не осознают своей ответственности в формировании затруднений у младшего члена семьи. Свои задачи переадресуют психологу.
Первые отношения, первая связь с людьми у младенца действительно случается с родителями. Возникает привязанность, которая оказывает влияние на всю оставшуюся жизнь.
Подростковый возраст — период, когда резко возрастает значение коллектива и отношений со сверстниками
Появляется стремление к самостоятельности и независимости, формируется самооценка. Авторитет взрослого отходит на второй план. Чем активнее и насыщеннее жизнь, тем больше подросток видит в ней смысла. Появляются планы на будущее. Но если мама чрезмерно опекает ребенка, возникает эмоциональное удушение.
Что может сделать сам подросток?
Первый шаг самопомощи — это осознание причин одиночества.
Коррекция самоощущения и самооценки - понять, кто может быть другом, надо подумать, какие собственные качества могут притягивать нужных людей. Дальше поразмышлять: а что отталкивает их от общения?
Формирование новых поведенческих навыков - замкнутому подростку пробовать начинать разговор первым. Расспрашивать сверстников, интересоваться их мнением, если нужно, просить их помочь. Любые изменения в поведении обязательно окажут влияние на возможность обрести друзей.
Поиск единомышленников - работать над тем, чтобы выйти из-под материнской опеки, наконец, обрезать эмоциональную пуповину. Найти места, где «тусуются» сверстники со схожими интересами: кружки, секции, клубы общения и т.д. Четкое определение своих интересов позволяет осознанно искать людей, которые их разделяют. А совместная деятельность способна трансформировать одиночество в позитивное переживание.
Очень важный шаг — понять, что изменения начинаются с себя. Принять, что причина одиночества кроется в неумении общаться, знакомиться, в особенностях личности. Со всем этим можно работать. Не ждать быстрого, моментального результата и продолжать развиваться. Посещать психолога, терапевтические группы. Можно завести блог. Там отрабатывать навыки общения. Как говорится: под лежачий камень вода не течет. Главное — действовать.
Педагог – психолог Тартаковская Н.Д.