Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей с ОВЗ
Пальчиковая гимнастика является комплексной тренировкой головного мозга. Она улучшает координацию, мелкую моторику рук, память и поэтому показана в любом возрасте, особенно в детском. Многие великие ученные придавали большое значение мелкой моторике. Например, В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А по словам Канта: «Рука – это своего рода внешний мозг». И это не просто красивые слова. Это значит, что, если мы развиваем пальчики, мы развиваем мозг ребенка.
Зона мелкой моторики находится в нашей голове рядом с центром речи. Вот почему, когда мы развиваем мелкую моторику через пальчиковые игры, у ребенка развивается и речь. Играя, важно помнить, что чем младше ребенок, тем медленнее мы выбираем темп.
Например, мы берем ручки малыша и играем, проговаривая медленно каждое слово. Первые пальчиковые игры, с которыми знакомится ребенок это: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик» и другие. Эти игры передаются из поколения в поколение уже много-много лет. Как правило тексты таких игр рифмованы, они легко воспринимаются маленьким ребенком и настраивают на игровой лад. И что не мало важно в момент таких игр устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребенком, или педагогом и ребенком. Разучивание коротких текстов и с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики стимулирует в первую очередь речь ребенка, помогает быстрее ему заговорить, если ребенок еще неговорящий. А также стимулирует внимание, память, фонематический слух.