Оптическая дисграфия и дислексия
Оптическая дисграфия и дислексия
Начиная школьное обучение, некоторые дети вдруг начинают испытывать необъяснимые, с точки зрения родителей и учителей, проблемы с русским языком и чтением: читать и писать им становится трудно, а иногда и практически невозможно. Привычные слова принимают вдруг причудливые очертания, буквы превращаются в загадочные иероглифы, смысл прочитанного текста напрочь ускользает из головы. Что происходит? Более опытные учителя знают, что в подобных случаях родителям вместе с ребёнком нужно обратиться к специалистам: логопеду, дефектологу, неврологу. А специалисты диагностируют нарушения письменной речи: дислексию – как расстройство чтения, и дисграфию – расстройство письма.
Дети с дислексией делают ошибки в процессе чтения: путают буквы, добавляют ненужные буквы и слоги, и даже целые слова, не видят границ слов, искажают звуковой образ слова, буквы и слоги могут выпадать при чтении, меняться местами, дублироваться; у таких детей очень низкая скорость чтения, понимание прочитанного резко затруднено. Ответы на вопросы по тексту, пересказ, – эти задания часто вообще недоступны школьникам.
При дисграфии ученики с трудом усваивают написание букв: списывание, письмо под диктовку содержат множество «странных», не относящихся к грамматике, ошибок: ребята не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Пишут дисграфики медленно, неравномерно, плохо ориентируются на листе бумаги, «не держат» строку. Если такой ученик «не в настроении», его почерк может испортиться до полной нечитабельности.
Один из вариантов дисграфии – оптическая. Её возникновение связано с недостаточностью пространственного восприятия, визуального анализа и синтеза. Ребёнок, у которого может развиться оптическая дисграфия, к школьному возрасту всё ещё не умеет определять правую и левую сторону, ориентироваться в пространстве и времени, - знать, что идет сначала, а что потом, какой предмет выше, а какой ниже, путается в понятиях «за» и «перед», «над» и «под», затрудняется назвать, что в ряду предметов расположено справа от названного, а что слева. Дело в том, что все буквы русского алфавита состоят из определенных элементов (линий, овалов, полуовалов, петель), - основных и нескольких дополнительных. Эти элементы букв объединяются в пространстве по-разному и образуют в итоге разные алфавитные символы – буквы. Нечёткое восприятие букв ведёт к их путанице. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по своему начертанию, например, в печатном тексте: п—н, н—и, ш—ц, ш—щ, с—о, в рукописном: п—и, п—н, у—и, ц—щ, ш—и, м—л, б—д, п—т, н—к.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопедом Погореловой С.Н. для профилактики и коррекции данного вида нарушения письменной речи осуществляется планомерная и последовательная коррекционная работа. Каждый этап которой сопряжён с решением определённых задач. Именно понимание механизма данной проблемы и своевременное решение, не закрепят у младшего школьника негативное отношение к обучению в целом.