Синквейн
Синквейн
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и обозначает «стихотворение, состоящее из 5-ти строк».
Дидактический синквейн – уникальная инновационная технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико – грамматических категорий, создавая условия для развития личности, способной мыслить креативно, исключать лишнее, выделяя главное, обобщать, классифицировать. Способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда. Именно на это направлена программа «Секреты речи», реализуемая специалистом ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал».
Правила составления дидактического синквейна:
- первая строка. Тема – одно слово (обычно существительное);
- вторая строка. Описание темы – два слова, прилагательные;
- третья строка. Описание действия – три слова (глаголы) описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка. Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата);
- пятая строка. Суть темы – 1 слово (синоним).
Например.
Кукла.
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- понятиями: слово — предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,;
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и успешно применяется в логопедической практике.