Консультация логопеда
Консультация логопеда.
Дыхание – интересно и полезно!
В наши дни, когда весь мир борется с опасным вирусом, все мы осознали, как важен для нас процесс дыхания. Современные реалии вносят коррективы в стандартное мышление, учат нас жить по-новому и предпринимать всё возможное, зависящее от нас самих, что может помочь предупредить риск заражения (в том числе ношение масок).
Во время эпидемии коронавируса самым уязвимым органом в теле человека оказываются лёгкие – именно по ним приходится главный удар. В последние месяцы, в ряде образовательных учреждениях нашей страны, практикуют режимные моменты, целью которых является выполнение комплекса дыхательных упражнений. Что, в целом, является положительным, как для функционирования организма (дыхательной, сердечно – сосудистой системы), так и для его речевой системы. Да, да – не удивляйтесь!
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое нарушено у этой категории детей практически в каждом втором случае.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Сегодня я хочу предложить Вам некоторые из упражнений, не требующих специальной подготовки и особых умений. Главное – не переусердствовать!!!
Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин., в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.
Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания:
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребёнок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Выполняется 5 раз подряд.
«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребёнок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Шину прокололи»
Цель: развитие речевого дыхания.
Сделать лёгкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Погорелова С.Н.