ОТ ЗВУКА К СЛОВУ
От звука к слову.
Одно из направлений логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет в дальнейшем правильно писать, а не умея правильно соединить звуки не овладеет беглым чтением.
На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребёнка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребёнком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребёнок должен быть обучен. И очень важно обрести этот навык в дошкольном возрасте.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребёнок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ – СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН – САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.