Профилактика речевых нарушений в условиях семьи.
Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней, исходя из этого, необходимо уделить особое внимание их профилактике.
Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач в логопедической работе.
Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:
1. Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.
2. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.
3. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная.
Чтобы помочь родителям разобраться в этом вопросе, я бы хотела коротко охарактеризовать первые два вида.
Первичная профилактика
Может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для будующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания, т.е. семьи группы риска.
Это семьи:
- семьи, где уже имеется ребенка с тем или иным дефектом;
- семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих;
- семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз;
- семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну и т. д.
С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).
Глубокие расстройства речи (алалии, дизартрия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления. При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.
Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи
Подготовила: учитель – логопед
Погорелова С.Н.