Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то – правое, а идеальный вариант – когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому, с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
От развития этого навыка также зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
Для того чтобы корректировать и совершенствовать интеллектуальные способности, а также развивать межполушарные связи у детей, учитель–дефектолог ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» использует в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры.
Педагог применяет в своей работе игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а также нейрогимнастику. В ходе их использования ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий, предметных действий (перекладывание, перекатывание, пересыпание круп, переливание жидкостей, лепка и т.д.), кинезиологических упражнений только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Такие методы работы не только запускают работу полушарий, но и помогают улучшению запоминания, восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Подготовила:
учитель-дефектолог Голобородько Е.Н.