Рекомендации родителям детей с дисграфией
Рекомендации родителям детей с дисграфией.
В начале обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей направляют к специалисту, который после тщательного обследования приходит к выводу, что у ребенка дисграфия - частичное специфическое нарушение письма.
Почерк дисграфика (ребенка с дисграфией) - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика достаточно резко выделяется два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий.
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие
типы ошибок:
- Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
- Пропуск букв.
- Недописывание слов и букв. Например, «стака...» вместо «стакаН».
- Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
- Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо
«магазиН»
- Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую
сторону (зеркальное письмо).
- Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
- Ребёнок «ме замечает» поля и продолжает писать до самого края
тетради.
- «Съезжает» со строчек к концу предложения.
- Переносит слова как попало, не соблюдая правил переноса слов.
- Часто не делает пробелов между словами.
- Не замечает конца предложения, ие ставит точки и продолжает
писать следующее предложение со строчной (маленькой) буквы.
- У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в
пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р»
и «Ф» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку
в букве «Ш» или «крючок» в букве «Шу. Пропуски, перестановки, замены
букв (например, вместо Б он слышит и пишет П, а Ч заменяет на Ц) и даже
целых слогов — частые ошибки дисграфика.
Важно понимать, что дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работу по устранению дисграфии нужно начинать не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Также необходимо учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку головного мозга кислородом. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, скрипке, аккордеоне, народных инструментах развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга. Почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Примеры упражнений и игр для исправления дисграфии у детей младшего школьного возраста.
1. Игра «Зачеркни букву»: Найдите небольшой (лучше незнакомый текст) НЕ с мелкими буквами, чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву, которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например, «А». Сначала пусть он ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «А», через „несколько занятий добавьте ещё одну букву. Нужно будет одну зачёркивать, другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться сосредоточенным на задании.
Потом подключите буквы, с которыми у ребенка есть проблемы в их написании.
2. Упражнение «Пишем вслух». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый
прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ем» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫЙ ПРИЙОМ»).
Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» («НА СТАЛЕ СТАЯЛ
КУФШИН С МАЛАКОМ»).
3. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте
текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
4. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не
только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а
также увеличит количество ошибок.
Хвалите ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше критикуйте, не унижайте!
Подготовила: педагог-дефектолог
Е.Н. Голобородько