Значение эмоций в нашей жизни
Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эмоции – это наша система безопасности. Благодаря эмоциям, человек может понять свои потребности и реализовать их.
Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем плодотворнее, богаче его отношение с окружающими, выше его мотивация и познание. Важно понимать - что мы заложили детям в детстве в качестве постоянно выраженных эмоций и чувств, которые в основном доминируют в поведении ребенка, то и в жизни ребенок будет моделировать ситуации, чтобы быть в этой эмоции.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается эмоциональная восприимчивость, т.е. способность понимать и учитывать не только свои чувства и желание, но и чувства других.
Задача взрослого: сформировать и развивать умение пользоваться мимической и пантомимической выразительностью. Дети практически не могут правильно выражать свои эмоции, а значит не могут прочитать их у взрослых и сверстников.
Это связано с тем, что дети часто общаются с телевизором или компьютером, чем с родителями или взрослыми. Родители часто создают запреты на выражение чувств детей, да и сами стыдятся выражать свои эмоции. Именно по всем этим причинам необходимо детей учить эмоциям: как их выражать и что они означают. Это поможет в общении со взрослыми и сверстниками. Не умея выражать свои чувства, собеседник может не понять его и оценить неправильно.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Цель взрослых – помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.
Поэтому нужно стараться научить детей распознавать и передавать эмоции при общении со своими сверстниками, не решать споры и конфликты с помощью кулаков, криков, жалоб, толчков, а выражать их эмоционально, чтобы сверстник понял, что он обидел или разгневался, а может быть испугался. Уважаемые родители, учите детей изображать мимикой лица и жестами, и телодвижениями показать, чем они недовольны, или как они относятся к поступку другого. Детям очень нравится это изображать, часто это превращается в смешной спектакль, а обиды, гнев, зло уходят и забываются. Эмоции радости, счастья, удовлетворения. стимулируют детей к творческому поиску, исследовательской деятельности. Эмоции помогают детям социализироваться. Дети благодаря эмоциональности становятся понятными взрослым и детям. Предлагаю игры, помогающие развивать эмоции.
1.Угадай эмоцию. На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. «Зрители» должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. Лото настроений
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача ребенка: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. Пиктограммы. Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный. а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.; б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны; в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
4. Испорченный телефон
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен. Вопросы при обсуждении:
«Как ты определил именно эту эмоцию?";
"Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
"Трудно ли было тебе понять другого участника?";
"Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
- Зеркало
Ребенок - "зеркало", взрослый изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а ребенок придает своему лицу то же самое выражение.
Педагог – психолог Тартаковская Н.Д.