Ребенок не хочет учиться: как ему помочь
В настоящее время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться у их детей. Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Если родители будут действовать «напролом» против воли ребенка – заставлять его, то результат чаще всего получается отрицательный. Насильно заставить учиться не получится. Ключевая ошибка в слове «заставить». Задача взрослых – пробудить у ребенка желание, помочь посмотреть ему на учебу с другой стороны.
В этой статье мы рассмотрим, что делать, если у ребенка пропал интерес к учебе или он вообще никогда не хотел учиться. Попутно возникает вопрос: с чем могут быть связаны проблемы - с отсутствием желания посещать школу или отсутствием желания учиться. Это два разных направления: Чтобы ребенок захотел учиться и учился хорошо или 2) Чтобы ребенок хотел учиться в школе.
Разница здесь очень большая. Знаете ли вы для чего была придумана сама школа?
Родители, которые насильно заставляют детей учиться в школе, должны понимать, что изначально школа была придумана для того, чтобы вырастить из детей будущий рабочий класс. Для этого им с детства вырабатывали привычку к звонкам, чтобы на фабрике человек работал от звонка до звонка, без отрыва. Но всё меняется. С каждым новым поколением дети рождаются более свободолюбивые и их очень тяжело загнать в какие-то рамки. Сейчас в школе происходит множество инноваций, которые, возможно в будущем помогут изменить сложившуюся ситуацию. Ведь далеко не всем детям нужно знать математику или химию, чтобы добиться успеха во взрослой жизни. Многие из тех, которые знали математику на "2" стали успешными музыкантами или художниками. И, наоборот, те, кто знал математику на "5", не смогли стать математиками или программистами. Поэтому нужно понимать, что степень успешности во взрослой жизни не зависит от успеваемости по какому-то предмету в школе.
Школа – это своеобразная площадка, проецирующая взрослую жизнь, поэтому, она очень нужна для общения, становления, умения бороться за свои права и взгляды, а также для умения вести себя в обществе. Ведь дома и на улице этого общения недостаточно. Дети нуждаются в определенных технических знаниях, которые они могут получить, общаясь с большим количеством людей. Входя во взрослую жизнь, нужна усидчивость, дисциплинированность, порядочность и прочие качества, без которых очень тяжело чего-то добиться. Их можно отшлифовать полученные навыки еще в детстве. Но эти качества не зависят от оценок в дневнике.
Идеальными в школе считаются такие качества, как – послушание и умение действовать по установленному образцу. Поэтому у многих взрослых людей сформировалось неправильное понятие об учащихся – чтобы стать отличником, надо быть послушным. На самом деле, безоговорочное и бездумное послушание – это отрицательное качество, которое превращает человека в жертву. Чаще всего именно такие «послушные» дети становятся жертвами педофилии и насилия.
Реальная взрослая жизнь требует совершенно других качеств, а именно:
- Инициативность.
- Умение общаться с разными по возрасту и статусу людьми.
- Умение добиваться поставленных целей.
- Умение быстро подстраиваться под меняющиеся условия.
- Умение подать себя.
- Способность учиться чему-то новому независимо от возраста.
Школа не учит общению с разными по возрасту людьми. Многие ученики, привыкшие только к общению с одногодками, сталкиваются с большими проблемами при общении с людьми, которые старше их на 10 или на 20 лет. Они не чувствуют равенства, они принимают их за учителей, так как привыкли к этому в школе.
Другими словами, детей помещают в искусственно созданную среду по возрасту, где они общаются в основном со своими одногодками. А что если именно вашему ребенку в школе не хватает разностороннего общения?
Возможно компенсировать это получением ребенком дополнительного образования. Посещая кружки и секции по своим интересам, ребенок может раскрыть тот потенциал, который уравнивается в школе.
Наличие дополнительного образования позволяет научить ребенка организовать свой день, чтобы успеть все свои дела. Школьная программа предусматривает, как решать задачи по строго установленному образцу и получать за это отметки. Часто происходит подмена понятий и целей. Ребенок стремится не усвоить новые знания, а просто получить хорошую отметку за свою работу. В такой системе теряется весь смысл обучения, и ребенок, который сначала жаждал знаний, теперь не имеет никакого желания учиться. Ведь весь обучающий процесс зациклен на отметках, а не на знаниях и процессе их получения.
Что делать, чтобы привить ребенку желание к учебе?
- Пересмотреть свои приоритеты и приоритеты ребенка.
- Стать не над ребенком, а рядом с ним.
- Как можно больше общаться и отвечать на задаваемые им вопросы.
- Раскрывать потенциал ребенка.
- Помогать ему в учебе.
- Помогать ориентироваться в море информации.
- Не запрещать интернет, а помочь использовать его в правильном направлении.
- Смотреть вместе с ребенком развивающие передачи про природу, технологии, космос.
- Вместе читать познавательные книги.
Кто владеет информацией, тот владеет всем в этом мире, поэтому запрещать интернет ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно приучить ребенка правильно использовать его в своих целях.
Если родители хотят привить своему ребенку охоту к учебе, нельзя игнорировать его желания, чувства и стремления. Нужно показать на своем собственном примере, что учиться чему-то новому – это хорошо и перспективно. Ведь учеба – это действительно хороший старт в жизни. Только этот старт должен осуществляться с поддержкой взрослых людей. Ошибки будут присутствовать в изучении нового материала. Ведь когда человек приходит на новую работу, у него тоже вначале не сразу все получается, а со временем он может стать даже профессионалом в своей деятельности.
Если ребенок не хочет учиться, родители должны понять, что это не только его проблема – это и их допущенные ошибки в воспитании. Поэтому нужно меняться в лучшую сторону вместе со своим ребенком.
Педагог – психолог Тартаковская Н.Д.