Почему дети уходят из дома?
Почему дети уходят из дома?
С библейских времен родители слышат печальные истории о том, как дети уходят из дома. Такое случалось во все времена, и не перестало быть актуальной проблемой в наши дни. При этом возраст ребенка может быть разным – от дошкольника до подростка, но наиболее часто стремление убежать из дома появляется в возрасте 10-13 лет и старше. Ни для кого не секрет, что подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Это возраст противоречий: с одной стороны — стремление быть вместе со сверстниками, следовать за ними, с другой — стремление выделиться среди них, завоевать право на автономию. С одной стороны — высокая энергичность, с другой — быстрая утомляемость. С одной стороны — внешняя бравада, с другой — тревожность и ранимость. Это возраст бурного роста, когда происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение.
В этот период личностного развития, когда семья и ее психологический климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим. Часто побег выступает способом громко заявить о наличии проблем, которые подростку трудно или невозможно разрешать самостоятельно в силу недостатка жизненного опыта или отсутствия взаимопонимания с людьми, от которых это зависит.
И, вопреки сложившимся стереотипам, убегают дети не только из неблагополучных и неполных семей. Во внешне благополучных семьях, репутация которых вне критики, нередко может царить атмосфера неприятия, отчужденности. А мы понимаем, что уход из дома свойственен детям, воспитанным в обстановке недостатка внимания, любви и является реакцией на неблагополучную обстановку воспитания.
И так, одна из наиболее распространенных причин самовольных уходов – «бунт против родителей», их правил, установок, но на самом деле зависимость подростков от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Что же можно предпринять в такой ситуации? Необходим пересмотр своей родительской позиции, если прежняя приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Нам нужно научиться признавать и принимать новые качества подростка, вместо желания вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Во избежание такого исхода возьмите за правило слышать своего ребенка. Если кто-то жалуется на его поведение, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков, выбирайте наказание, адекватное проступку. Никогда не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики». Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
Причины ухода могут быть и более пространными - стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей). Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений. Поддерживайте подростка при переживании им горя, разочарования в любви. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?
Модели и методы взаимодействия с миром первоначально закладываются в семье, где ребенок научается способам решения жизненных проблем и достижения поставленных целей, но решение о побеге во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Проводя в совместных играх свой досуг, дети осваивают территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки, коллекторы теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняются. Наиболее значимой становится принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья») Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Что бы этого не произошло, развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите его эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
Встречаются побеги из дома без видимых причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один-два дня. Как правило, в дальнейшем такие уходы не повторяются (в отличие от других вариантов, где затяжной конфликт редко ограничивается даже 4-5 побегами). Движущей силой таких необдуманных поступков являются любопытство, стремление познать и испытать как можно больше, пережить «драйв», как сейчас говорят. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Действительно, одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя - то, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Работайте на опережение, организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
Жизнь ребенка должна быть насыщенной и интересной, скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии.
Девочки убегают из дома значительно реже. Среди убегающих девочек явно преобладают представительницы семей, где обстановка безнадзорности сочетается с демонстрацией нравственно неблаговидных примеров. Убежав из дома, девочки держатся либо небольшими группами, либо стараются попасть под защиту подростковой группы.
Проживая без надзора, дети могут воровать, попрошайничать, лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека, сами становятся жертвами преступлений. В этом смысле сам побег опасен еще и дальнейшей цепочкой возможных негативных последствий.
Если вам неоднократно приходилось искать своего ребенка, и, несмотря на нормальные отношения, подросток продолжает убегать, постарайтесь здраво оценить ситуацию, посмотрев на нее со стороны. Возможно, что ребенку продолжает не хватать внимания, и он его получает в достаточном количестве лишь в моменты возвращения.
Таким образом, необходимо помнить, что сферой конфликта является не мышление (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущее из них — разочарование в возможности окружающих оказывать ребенку поддержку в трудной для него ситуации. Для восстановления духовной связи со своими детьми необходимо приложить все усилия и ваше искреннее желание непременно найдет отклик.
Педагог-психолог
ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
Фисенко А.В.