Нарушения детско-родительских отношений
Нарушения детско-родительских отношений
Семья сегодня имеет сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая задает особый социально - психологический климат жизни людей, формирует представления и установки о негласных правилах взаимоотношений и поведения детей. Соответственно и опыт детско-родительских отношений ребенка будет в будущем либо помощником, либо помехой в построении собственных отношений с окружающими.
Нарушения отношений родителей к детям можно представить в виде трех групп факторов.
К факторам 1-ого порядка можно отнести следующие аспекты отношений родителей:
1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери выходит из тревожности и страха одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
2. Неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что присуще им самим, неосознанно «приписывают» детям свои мысли.
3. Разрыв между словом и делом, когда родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.
4. Не могут стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим фиксируют его невротические реакции.
Факторами 2-ого порядка являются:
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее.
2. Непринятие детей — это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.
4. Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: недостаточным учетом ситуации момента; несвоевременным откликом; фиксацией проблем, застреванием на них; запрограммированностью; отсутствием альтернатив в решениях; предвзятостью суждений; навязыванием мнений.
5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
6. Непоследовательность в обращении с детьми — существенный фактор невротизации, в результате меняющихся и противоречивых требований родителей.
7. Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Факторы 3-его порядка:
1. Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Это создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения.
2. Тревожность в отношениях с детьми выражается беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу; стремлением чрезмерно опекать ребёнка, не отпускать его от себя; предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери; «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям; непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением всё делать для ребёнка заранее; сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.
3. Доминантность создает закостенелость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве приказов и угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме.
4.Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда имеется слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присуще элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.
5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту, настороженность и подозрительность в отношении перемен, недоверчивостью к собственному мнению ребенка; неверием в его самостоятельность; чрезмерной заорганизованности образа жизни; перепроверкой действий ребенка; избыточной и часто мелочной опекой; многочисленными предостережениями и угрозами.
6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и так далее.
Что же делать для гармонизации отношений?
- Говорить в семье спокойно, доброжелательно.
- Учить не только словами, а личным примером поведения. Не допускать при ребенке вспышек гнева, негативных, обидных, мстительных высказываний о других людях.
- Следить за выражением своего лица, при общении с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо воспринимается ребенком как «психологический удар».
- Верить в уникальность своего ребенка и ценить ее. Это не ваша обновленная копия и он не обязан реализовывать поставленные Вами цели.
- Опирайтесь на сильные стороны своего ребенка.
-Не стесняйтесь проявлять ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- В качестве воспитания лучше использовать ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
-Установите четкие рамки. Запреты должны быть, их не должно быть слишком много, и они должны действовать для всех! Позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Сами строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
-Просьбы эффективнее наказаний. Так вы сможете давать совет без обратного негатива и сопротивления со стороны ребенка. Это дарит ребенку ощущение своей значимости для вас, в отличие от наказания, вызывающего сопротивление и гнев на родителя.
-Не сравнивайте ребенка с другими детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным некоторое время назад.
Как правильно построить коммуникацию с ребенком?
1. При оценках его поступков, действий лучше высказывать своё личное мнение: «Мне нравится...», «Я считаю важным…», «Мне здорово помогло...» (вместо: «У тебя великолепно получается...», («У тебя получается отвратительно ...» и т.п.). Старайтесь быть честными в своих чувствах и эмоциях.
Забудьте выражения: "Ты всегда делаешь не то …", "Ты вообще ничего не …", "Вечно ты…". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему: «Сегодня ты поступил отвратительно, я была очень расстроена, когда об этом узнала».
2. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела, которое вы хотите совершить. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
3. Демонстрируйте уверенность в способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты выбил ковры, они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Давая оценку, предоставьте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Чем старше ребенок, тем лучше он должен понимать подтекст. Можно задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.
4. Замечайте успехи и старания ребёнка. «А ведь ещё месяц назад ты мог только сбегать один раз туда и обратно!» «Ты целый час над этим работал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» Ведь в нашем мире слишком много уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».
5. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Важно и выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», и просьба помочь: «Ты не поможешь мне...», это значит для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный».
6. Старайтесь комментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.
7. Старайтесь подчёркивать старания, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), значимость результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, считая родительским долгом делать замечания и видеть в первую очередь ошибки.
Педагог-психолог Соколова Н.Д.