«Подросток не хочет учиться»
«Подросток не хочет учиться»
Очень многие родители подростков сталкиваются с нежеланием детей учиться. «Почему так происходит, ведь в начальной школе ему/ей нравилось учиться?»- такой вопрос задают себе родители подростка. И второй логичный вопрос: как заинтересовать подроста учением?
Я думаю, всем известно, что подростковый возраст – время всей перестройки организма ребенка, подготовка к взрослению. Подросток смотрит на жизнь иначе, чем в детстве. Более критично пропускает через себя то, что ему говорят взрослые. Он и чувствует себя «взрослым», ищет свое место в социуме, познаёт заново и анализирует нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. На этом фоне возникает много противоречий, и учебная деятельность начинает терять свое первоочередное значение, и дети не хотят ходить в школу.
Давайте вместе разберемся какие причины нежелания учиться у подростков:
- Однообразие, монотонность. Само построение системы организации учебной деятельности не отличается разнообразием: урок-перемена. Это вызывает у подростков скуку.
- Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. На первый план выходит общение со сверстниками, дружба, первые романтические чувства, собственные новые личностные переживания успеха, взаимности или неудачи, разочарования, замешанные на изменчивом взрывчатом гормональном фоне.
- Транслирование взрослыми своих страхов, отрицание успеха. Часто школьников предстоящими экзаменами пугают сами взрослые. «Это задание будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Эти слова вызывают у ребят протест, либо страх, но никак не желание трудиться больше.
- Напряженная семейная атмосфера. Семья – это то место, где подросток, несмотря на внешнюю браваду и независимость, хочет получать необходимое ему чувство поддержки, опоры, одобрения. Если же в семье у подростка часты скандалы, приоритет младшим детям, нарушение личного пространства, нет права выбора и самостоятельности принятия решения, то учеба тоже будет страдать.
- Неуспеваемость. Систематические плохие оценки и непонимание предмета убивают желание учиться.
- Перегруженность. Повышение требований, значительное увеличение объёма заданий и нагрузки на занятиях вызывает усталость.
- Гипердинамия. Ребёнку тяжело сосредоточиться на уроках из-за повышенной потребности в физической активности, проявить, которую нет возможности.
- Отсутствие интереса. Снижается успеваемость по тем предметам, которые ребята не считают полезными для будущей профессии, либо материал на уроках подается не интересно.
- Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Родителям надо выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
- Отношения с одноклассниками. Хороший психологический климат в классе играет большую роль в желании ребёнка ходить в школу и отражается на эмоциональном состоянии ребенка. Все возникающие недопонимания мешают учиться, поэтому надо их разрешать. Если ребенок не справляется сам, лучше обратиться за помощью к психологу.
Это основные причины, но чтобы понять какие из них присутствуют у вашего ребенка, лучше поговорить с подростком о его трудностях и проблемах.
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками, гаджетами: «Получишь в году 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Решает ли это проблемы в учёбе? Чаще всего нет, так как ребенок ориентируется на получение ОЦЕНКИ, а не ЗНАНИЙ. И для получения оценки готов «списать» у товарища, из решебника, но не думать самостоятельно. Он не ощущает радости от самого умственного труда, а замотивирован на получение вознаграждения, «оплаты». Это замечательные качества для исполнителя, но не творца, руководителя.
Если же вы хотите мотивировать вашего ребенка по-другому, но не знаете как, попробуйте следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Установите доверительные отношения с ребёнком, чтобы он смог делиться своими переживаниями.
2. Помогите подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. В обратном случае Вас не услышат.
3. Найдите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. Подберите фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Они помогут вашему ребенку ответить на вопрос - каким я буду в будущем.
4. Если ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. Не запугивайте фразами, что «ты ничего не достигнешь», а дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальностибез высокой квалификации: разнорабочим, курьером, телефонным оператором, официантом с соответствующей зарплатой. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с маленьким ребёнком подруги. Это поможет ребенку переоценить свое отношение к жизненным ориентирам. Он сможет понять, что в любая работа – это не только развлечение, но и труд. А для работы, которая ему принесет радость, достаток, нужны знания.
7. Дайте понять ребёнку, что вы в любой момент на его стороне и готовы его поддержать: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: интересы, имидж, вкусовые предпочтения. Дайте возможность выбирать и нести за него ответственность.
9. Каждый день находите то, чем можете восхищаться у вашего ребенка. Подростки нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей! Помните, что больше всего в нашей любви подросток нуждается тогда, когда нам кажется, что он меньше всего ее заслуживает! Поддерживайте ребенка, но не давите на него, чтобы он смог определиться с выбором сам. Очень многие получают диплом под влиянием родителей. А затем работают по совершенно другой специальности. Главное, чтобы выбранная профессия дарила радость. Наберитесь терпения и помните, что мотивация появляется не за один день, это длительный процесс (от 2-3дней до 1года).
Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых – помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.
Главное условие успешной учёбы – самоорганизация.
Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:
- распределять своё время правильно (помимо учебы должен быть и отдых, и общение, и развлечение);
- выработать свой режим дня (с учетом своих особенностей – сова/жаворонок и др.);
- научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
- не откладывать школьные дела на последний момент;
- нарисовать график крайнего срока сдачи работ;
- делать напоминания в телефон;
- не пропускать уроки без уважительной причины;
- установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
- распланировать свободное время;
- не оставлять дела незаконченными;
- записывать в дневник свои достижения в школе;
- попробовать себя в трудовой деятельности;
- найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.
Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными задачами.
Советы родителям:
1. Выполнять обещания, данные ребёнку.
2. Придерживаться намеченного плана.
3. Грамотно организовывать досуг.
4. Хранить вещи на своих местах.
И главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Помогите вашему ребенку. Помните, ваш труд не напрасен. Сажая семя в землю, мы не ждем. Что завтра у нас будет плодоносящее дерево. На все нужно время. Не теряйте терпение и верьте в вашего ребенка. И тогда через какое - то время он добьется поставленных целей!
Педагог-психолог Соколова Н.Д.