Советы педагога-дефектолога
Схема тела, как основа формирования
пространственных представлений, чтения и письма.
Игры и упражнения.
В последнее время, у детей, приходящих на подготовку к школе, при обследовании выясняется, что они путают понятия левая, правая рука. Впоследствии это отразится в младшем школьном возрасте, так как схема тела является важным звеном развития пространственных представлений.
Схема тела – это внутреннее представление о теле и ваша способность управлять им. Правильно усвоенная схема тела, это база для:
- Устной речи (словообразование, словоизменение, построение предложений)
- Освоение чтения и письма (зрительный анализ и различение букв)
- Освоение счета (понятие о порядке, счетных операциях, составе, разрядности числа и т.д.)
Освоение схемы тела проходит в 3 этапа:
- Пространство собственного тела,
- Предметы относительно меня,
- Предметы относительно друг друга,
- Квазипространство (представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях).
На первом этапе (с раннего возраста) рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно, при укладывании ребенка спать, мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком частушками, потешками, приговорками. Также будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче).
Игра «МОЙДОДЫР». Для этого вам нужно при купании малыша, намыливать и вслух называть все его части тела. МАССАЖ колючим мячом частей тела.
С 3 лет формируем представление о лице и теле (Семаго Н.Я.): выше всего…., ниже всего…, выше чем…., ниже чем…..
Затем, с 4 -5 лет, в работу вводятся предлоги: над, под, между. Задаем малышу вопросы: «Что находится над бровями, носом …?, что находится под …. ?, что находится между ушами, щечками?. Сначала перед зеркалом, потом через этап движения (просим поднять, прощупать часть тела), и самое сложное – с закрытыми глазами.
На втором этапе рекомендуются игры на перемещение тела в пространстве: слезать с препятствия, залезть на препятствие, проползти через туннель. При этом ребенок осваивает изменение и положение тела, представление о габаритах тела. В дошкольном возрасте можно поиграть в следующие игры: «МУМИЯ» - туго обматывайте эластичным бинтом каждую часть тела и называйте ее. «РОБОТ» - даете команды ребенку: подними правую руку, поверни налево, сделай 3 шага, покажи мизинец левой руки и т.д.. Усваиваем предлоги: подойди ближе к…, встань дальше от…, перед……, за….., между……
На третьем этапе работаем в вертикальной плоскости: раскрашиваем, используем свободное рисование, работа с трафаретами, пластилином, конструирование из деталей, штриховка. Используем рулонные обои, мольберт, магнитные доски, пробковые доски. Игра «ФОТОГРАФ» - необходимо рассадить игрушки перед камерой. Например, мишка сидит между волком и собачкой, лев над волком, и т. д. Игра «УКРАСИМ ТОРТ»- расставляем украшения (свечи) в центре торта, над желтой звездой, справа от красной детали, слева от…, между…. . Игра «ЛАБИРИНТ»- перед тем, как провести линию, проговариваем вслух действие: вверх, вниз, направо, налево. Маленький человек будет познавать себя и осваивать схему тела, играя со скакалкой и резинкой, играя в классики. Танцы, спортивные игры, езда на велосипеде и самокате, освоение роликов – все это принесет огромную пользу.
Уважаемые родители, используя данные рекомендации, развивая общую физическую активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки), всего 15 – 20 минут в день, вы будете развивать и радовать своего ребенка!
Левченко Г.А., педагог – дефектолог
ГКУСО « Ипатовский СРЦН «Причал»