Советует педагог-дефектолог
ДИСГРАФИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В последнее время специалистами выделяется понятие ложная дисграфия, в 1 – 2 классах общеобразовательной школы, что является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму. Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены до некоторой степени трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.
Часто родители задают вопрос, почему ребенок, зная правила, продолжает допускать ошибки в письме?
Специалисты, исследуя этот вопрос, пришли к выводу, что ребенок с нормальным интеллектом, слухом, зрением может писать неграмотно по причине незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, внимания, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, школьной неграмотности.
Для того, чтобы ребенок писал красиво и без ошибок, необходимы:
- хорошее межполушарное взаимодействие (связь фонема – графема): услышать звук и соотнести с соответствующей графемой, то есть перешифровка звука в буквенный знак;
- акустическое восприятие и звукобуквенный анализ. Здесь большое значение имеют сформированность фонематического слуха и достаточный объем слухового восприятия;
- хорошая артикуляция;
- зрительное восприятие и пространственные представления. При слабости пространственных представлений ребенок может зеркалить буквы на письме, путать буквы, близкие по конфигурации, демонстрировать трудности ориентировки на листе бумаги и рабочей строки, будет также страдать и почерк ребенка;
- сформированные механизмы переключения с буквы на буквы, со слога на слог, со слова на слово. В противном случае ребенок будет застревать на письме, обводить букву, либо элементы по несколько раз, писать лишние элементы;
- достаточный уровень саморегуляции. При слабом контроле собственной деятельности ребенок будет демонстрировать разнообразные и многочисленные орфографические ошибки;
- зрительно – моторная координация, а также хороший уровень внимания (зрительное, акустическое), мышления и достаточный объем кратковременной памяти.
Коррекция недостатков письма требует постоянных систематических занятий, отнимают много времени и сил. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупредить нарушение письма, чем их преодолевать.
педагог – дефектолог: Левченко Г.А.