Родителям о дисграфии
Родителям о дисграфии.
Термин «дисграфия» используется для обозначения нарушений письма.
Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках (замена или пропуск букв, слогов, слов), обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.
Выделяют пять видов дисграфии: артикуляторно – акустическую; акустическую; форму дисграфии, обусловленную несформированностью языкового синтеза; аграмматическую; оптическую.
При обнаружении дисграфии родители часто задают вопрос, а что же делать дальше? Несомненно, требуется помощь специалиста (дефектолога, логопеда), который проведет диагностику, выявит вид дисграфии. И только при взаимодействии специалиста, школьного учителя и родителей, целенаправленном коррекционном воздействии, постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Чем могут помочь родители в устранение дисграфии у детей – младших школьников?
1. Важен правильный настрой, при котором ребенок получает удовольствие от упражнения – игры.
2. В работе ребенка обращать внимание на хорошо выполненное задание.
3. Не нужно переписывать домашнее задание по нескольку раз, даже если там много ошибок, это не принесет пользу, а только подавленное состояние.
4. Если в школе задают переписывать большой текст, то разбейте его на части и запишите, пропевая каждое слово.
5. Родителям следует запастись терпением, так как на данный процесс работы требуется месяцы, а иногда и годы кропотливой работы.
Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует - ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).
Есть несколько эффективных упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
1.Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2.Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ищо адин чризвычаина важный прейом»). Пример проще: «НА
стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком). Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют.
Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.
3.«Вглядись и разберись» (пунктуация для детей с дисграфией и не только).
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше, если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «...», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «...», вторая «...»), соединенные союзом «и»».
Каждый день писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет...)
Нужно писать тексты по 150 - 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Подготовила: педагог – дефектолог Левченко Г.А.