Гиперактивный ребенок
Гиперактив ный ребенок. Советы психолога.
Наверное, все взрослые знают, что дети нуждаются во внимании, заботе и понимании взрослых. Но в реальной жизни сталкиваясь с гиперактивностью, испытывают трудности и взрослые, и другие дети, да и сам малыш. Какой подход подобрать к гиперактивному ребенку? Чем можно помочь родителям, которые постоянно слышат в свой адрес: «Опять ваш сын (или дочь) …? Приведу пример портрета гиперактивного ребенка. Назову его Лёша. (Имя вымышленное)
Лёшу бабушка привела в старшую группу в середине года. Позже узнали, это был не первый детский сад, который он посещал. Проблемы, сопровождавшие его здесь, были и ранее: не умеет общаться со сверстниками, легко раздражается, а порой и ведет себя очень агрессивно. Воспитатели жаловались на невнимательного непоседу, не умевшего доделывать до конца. Мама переживала за будущую учебу ребенка в школе: его подвижность, отвлекаемость и не сосредоточенность мешали усвоению материала в детском саду. Шумный, много, но бестолково говорящий, Лёша буквально срывал занятия, вынуждая детей и взрослых обращать на него все внимание. Мальчик тянулся к общению с детьми, с удовольствием выполнял несложные поручения воспитателя, нравилось быть «помощником». Вот только хватало его терпения не на долго: разбросанные игрушки, ссоры, жалобы детей… При этом интеллектуальное развитие ребенка было высоким. То, что его интересовало, он схватывал буквально на лету.
Возникает вопрос: «Ребенок не хочет или не может вести себя иначе?».
Дорогие взрослые! Если в поведении малыша есть рассосредоточенность, расторможенность и импульсивность, значит ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых! Это не «невоспитанность и распущенность», как заметят многие бабушки и даже педагоги. Перед нами огромная беда ребенка - гиперреактивность. Ведь он, ребенок, не может вести себя так, как требуют от него взрослые, и от этого страдает в первую очередь сам. Тогда возникает любимый русским народом вопрос: «Что делать?».
- Во-первых, понять, что гиперактивный ребенок и абсолютное послушание с идеальным поведением – понятия недостижимые без ущерба для его здоровья!
- Во-вторых, выявить симптомы гиперреактивности и начать проводить коррекционные мероприятия как можно раньше, пока неадекватное поведение не зафиксировалось в формирующемся сознании ребенка!
- В-третьих, научиться любить и видеть достоинства вашего ребенка!
Ошибка взрослых при проведении занятий с гиперактивным ребенком - требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. Одновременно выполнить эти три условия для такого ребенка непосильная задача! (Он либо внимателен, но не сидит на месте, либо сохраняет контроль поведения, но допустима невнимательность)
Поэтому, используем правило2П:
1)Привлекательно, интересно, эмоционально подаем материал.
2)Поэтапно тренируем ослабленные у гиперактивного ребенка функций.
Помощником взрослых в коррекционных занятиях может быть то, что чаще всего мешает – игра. Так как, являясь естественным видом деятельности дошкольника, она формирует прежде всего наглядно – образное мышление ребенка, а значит в дальнейшем его самоконтроль и произвольность поведения.
Игры, направленные на развитие внимания, усидчивости и снижение импульсивности должны чередоваться в течение занятия. В особо сложных случаях подбор игр проводится так, чтобы на первом этапе было возможно осуществлять коррекцию индивидуально. Это особенно важно чтобы ребенок почувствовал себя успешным, появился интерес к занятиям. Тем более, что как правило, у гиперактивных детей чаще всего огромный негативный опыт, конфликтов, отторжения, непонимания детей и взрослых и беспомощности в исправлении своего «неправильного» поведения.
На первом этапе подбираются игры, обеспечивающие тренировку одной функциональной способности, так как дошкольнику трудно соблюдать несколько условий одновременно. Так, в играх на развитие устойчивости, переключения, распределения и объема внимания от ребенка не требуют контролировать свою двигательную активность и импульсивность, а деятельность его оценивают только по тому качеству, которое подлежит коррекции. А вот в играх с целью тренировки самоконтроля за своей импульсивностью или двигательной активностью не требуется соблюдения двух других условий.
На следующем этапе подбор игр происходит таким образом, чтобы количество тренируемых качеств, например, внимание и импульсивность или внимание и контроль двигательной активности, увеличивалось. В результате, спустя определенное время в занятия вводятся игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, тактильного восприятия и на снятие эмоционального напряжения. Вот несколько игр.
Игра « «Да» и «Нет» не говори». На предложенные вопросы ребенок не должен отвечать «да» и «нет». Если условие не выполняется, вопрос повторяется.
Игра «Кто летает?». Вы называете малышу предметы и вместе с ним поднимаете и опускаете руки. Если предмет летает – поднимаете руки; если не летает – руки опущены. Когда вы сознательно ошибаетесь, ребенку необходимо удержаться и не поднять руку.
Безусловно, в каждой семье есть особенности, на которые следует обратить внимание, но можно обобщить наиболее часто встречающиеся случаи и дать следующие рекомендации родителям:
- проявляйте интерес к ребенку, старайтесь понять его;
- сдержанно реагируйте на негативное поведение ребенка, но активно и эмоционально поддерживайте его во всех попытках позитивного поведения;
- избегайте угроз и категоричных оценок, что часто приводит к конфликтам;
- следите за своей речью, говорите с ребенком спокойно, при необходимости применяйте тактильный контакт (возьмите за руку, погладьте, поверните к себе);
- избегайте крайностей в воспитании (вседозволенность, с одной стороны, и завышенные требования – с другой);
- давайте детям возможность больше двигаться, чтобы сбрасывать напряжение;
- правильно организовывайте распорядок дня, создавайте спокойную обстановку в семье.
Личность маленького человека формируется в целостной системе социальных отношений, неразрывно от нее и в единстве с ней. Поэтому успешность коррекционной работы во многом зависит от готовности родителей и педагогов к сотрудничеству.