Поможем себе и своим детям

Поможем себе и своим детям
Часто в нашей социальной жизни бывает много трудностей, забот, проблем, мы срываем свой гнев на близких, удивляемся, почему возникает стена недопонимания с близкими и детьми, накапливается стресс дома, с усталостью мы идем на работу, и так по кругу все повторяется снова. А вот разорвать этот замкнутый круг и решать эти проблемы бывает трудно. Однако, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Руководствуясь этим принципом, одна из задач работы психолога – привлечение внимания взрослых к способам оказания самопомощи себе и соответственно помощи своим детям. Для профилактики нарушений психологического здоровья населения педагогом-психологом ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» - Соколовой Н.Д. проводился педагогический лекторий для родителей учащихся 1-4-х и 5-х-11-х классов соответственно. Были выявлены причины детского гнева и агрессии, а также способы оказания помощи себе и своим детям.
Особенно влияют на поведение детей такие факторы:
- особенности семейного воспитания,
- модели агрессивного поведения на телеэкране, в средствах массовой информации,
- модель поведения со стороны сверстников,
- уровень фрустрации.
Агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0,1,3,7,13,17 лет). Это свидетельствует о том, что существовать ребенку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребенок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении. В эти моменты ребенок нуждается в особом внимании, чтобы данные модели поведения в будущем не закрепились, став постоянными чертами характера человека.
Также провоцировать агрессивное поведение и гнев в частности могут:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;
- низкая самооценка/низкий социальный статус.
Для преодоления гнева и снижения уровня агрессивности необходимо:
1)обучение детей контролю за своими эмоциями и способам отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (если агрессия проявляется в прямой форме).
2)развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание медитативной, спокойной музыки, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга).
3)обучение умению выражать собеседнику свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.
Средства коррекции:
1)Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.2) Этюды и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксация.3) Упражнения и игры на воспроизведение отдельных черт характера и получение модели желаемого поведения.
В ходе встреч родители были ознакомлены с упражнениями по снижению эмоционального напряжения: «Крик», «Стряхни», «Прощай напряжение, «Я хвалю себя за то…», «Очищающее дыхание», «Рисуем чувства». Проведение релаксационного упражнения «Очищающее дыхание» позволило родителям осознать «груз» непроработанных чувств и избавиться от них через технику правильного дыхания.
Педагог-психолог Соколова Н.Д.