От нас зависит душевное здоровье детей
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкнет «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Нередки случаи, когда родители сами бывают высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, не позволяют ребенку сделать ни малейшего промаха. У таких родителей дети лишены возможности учиться на собственных ошибках.
Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу, привлекать к взаимодействию с психологом.
Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях, чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт тоже будут способствовать снижению общей тревожности детей.
Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.
Педагог-психолог
отделения социальной реабилитации
Фисенко А.В.