Играем с детьми раннего возраста.
Часто ли мы играем с нашими маленькими детьми, знаем ли мы игры, которые не только заполняют досуг, приносят радость общения с малышом, но при этом совмещают элементы игры и учения?
«Что ты больше всего любишь делать?». На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период кроха с увлечением исследует окружающие предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.
С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, остается неизменной..
Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, возьмет их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т.д. Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепоточкой). «Молодец Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».
После того, как горошины собрали в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!»
В результате многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста разработано и подобрано много игр, в процессе которых ребенок усвоит правильные формы поведения, научится взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях.
Игра «Топни ножкой»
Взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку: Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Топни, Катя, ножкой, Топ-топ-топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совместные действия.
Игра «Бабушкин клубочек»
Взрослый сажает ребенка перед собой на пол,показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, покатится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Игра «Паровозик»
Проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у у у!», побуждает детей повторить их.
Игра «Кати в ворота»
Взрослый показывает как нужно прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» . Побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра «Сбей кегли».
Игра «Дудочка»
Взрослый показывает ребенку карандаш и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать (покалывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь как дудочка — ду-ду-ду! Я научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук), вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду - ду - ду, мы играем во ду-ду» (можно раскачивать в такт головой). Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ребенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша, захват пальчиками, удерживание карандаша пальцами на уровне лица.
Уважаемые родители! Не забывайте хвалить ребенка, и он с удовольствием будет выполнять все ваши задания, радуйтесь результатам вашей работы вместе!
Подготовила: педагог – дефектолог
ГКУСО «Ипатовский СЦРН «Причал» Г. А. Левченко