Душевные бури.
Если у ребенка часто бывают эмоциональные всплески, справиться с его воспитанием становится довольно трудно. Но родители должны понимать, что эмоциональные срывы возникают у детей тогда, когда они не могут передать свои чувства словами. Поэтому нужно быть готовыми ко всем подобным эпизодам, быть терпимыми и уметь правильно справляться с ними. Вот несколько эффективных способов:
1. Замечать ранние признаки. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы иметь возможность предупредить эмоциональный срыв. Вот самые частые признаки: нытье, ерзание, попрошайничество, раздражение, полная отстраненность. Заметив их, нужно постараться переключить внимание на что-то другое. А для себя отметить, что приводит ребенка в состояние дискомфорта, как этого избегать. Ребенка нужно научить адекватно выражать свои эмоции, справляться с ними с помощью специальных упражнений. Конечно, здесь важно заметить, что родители должны воспитывать детей в первую очередь своим примером. Научитесь сами быть сдержанными в присутствии ребенка.
2. Разрешить ребенку выплескивать эмоции, даже если это происходит в общественном месте. Нужно сохранять спокойствие и давать ребенку понять, что вы не держите его под контролем, заставляя его немедленно прекратить истерику, тем самым только усугубляя ситуацию. Родитель должен пережить срыв вместе с ребенком, и спустя несколько секунд он сам устанет от своих эмоций и успокоится.
3. Выяснить то, что вызвало срыв. Позже, в спокойной ситуации у вас будет возможность разобраться в причинах и обсудить, можно ли было иначе сообщить о своих чувствах. Нужно поговорить с ребенком после эмоциональной встряски и узнать, из-за чего он рассердился или расстроился, позволить ребенку описать, что он чувствовал и думал в тот момент, описать свои чувства. Это поможет ему осознать ошибочность его поведения и желание измениться.
4. Найти творческие решения проблемы. Попросить ребенка рисовать, лепить из пластилина, когда он чувствует себя плохо или же делать рисунки в качестве извинения перед другими. Такая помощь даст понять ребенку, что родители рядом с ним и пытаются принять. А он может быть услышан.
5. Вести дневник срывов ребенка. Записывать те дни и ситуации, когда это произошло. Это будет полезно для избегания их в дальнейшем. Например, если наполненный торговый зал магазина стабильно вызывает у ребенка истерику, лучше оставлять его с кем-то, а не брать с собой за покупками.
6. Отвлекать ребенка. Каждый раз, когда будет становиться понятно, что ребенок находится на грани срыва, нужно иметь наготове какие-то игры, вещи или музыкальные темы, которые могут переключить его внимание на что-то другое.
7. Успокаивать ребенка. Необходимо спокойно поговорить с ребенком после эмоционального эпизода, объясняя, что то, что произошло – уже позади, и не нужно винить себя за то, что случилось. Но при этом нужно объяснять еще и то, что делать неприятно другим тогда, когда сам чувствуешь себя плохо, тоже нельзя, и нужно в следующий раз постараться это помнить.
8. Давать ребенку ограниченный выбор. Часто бывает так, что дети сбиваются с толку, когда им нужно выбрать из очень большого количества вариантов. Поэтому лучше сократить их число до двух-трех. Например, спрашивать, что он будет на завтрак – банан с соком или стакан молока с печеньем.
9. Предупреждать ребенка о чем-то за 10 минут до события. Например, не нужно рассказывать ему о выходе из дома сильно заранее, иначе все может закончиться истерикой (ребенок может перевозбудиться от долгого ожидания, а затем устать от него).
10. Разрешать детским эмоциональным срывам иногда случаться. Не стоит подавлять всплески эмоций ребенка, наоборот, время от времени нужно давать ему выплакаться и раскричаться, чтобы лишняя энергия ушла, и ребенок стал себя лучше чувствовать. После этого нужно его обнять, успокоить и сказать о том, что любите его, несмотря ни на что.
Важно понимать, что постоянное пребывание в сильном эмоциональном напряжении неизбежно приведет ребенка к выплеску. Для начала можно перевести их из спонтанных в управляемые. Но гораздо важнее понять причину тех негативных переживаний, которые не дают ребенку покоя. Это могут быть страхи, обиды, неудовлетворенность, неурядицы в семье, и т.д. Если не удается разобраться в этом самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу. Потребуется большая работа, направленная на изменение жизненных обстоятельств, травмирующих ребенка и расширение его возможностей по преодолению стрессовых ситуаций.
Педагог-психолог отделения
социальной реабилитации Фисенко А.В.