развиваем фонематическое восприятие у детей.
Ваш ребенок ходит в школу, но под диктовку пишет с ошибками. В чем же причина? Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, развивать фонематический слух.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
На письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Например:
- пропуск гласных и согласных букв (день - «днь», между - «межу»);
- перестановка букв, лишние буквы (лужа - «нулжа»);
- пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - «дожке», тишина - «тишинына»);
- замена гласных в ударном положении (задача - «задоча»);
- замена йотированных гласных (идёт - «идют», посёлок - «посялок»);
- замена согласных и т.д.
Данные ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.
От произнесения слова не остаётся никаких следов, поэтому сначала мы напоминаем ребенку, что всё, что нас окружает, из чего-то сделано: стол - из дерева, дом из кирпича и бетона. А из какого «материала» сделаны слова? Ученики на такой вопрос как обычно отвечают, что из букв. И вот здесь необходимо доказать детям, что из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из звуков человеческой речи.
Обращаем внимание детей на то, что вокруг много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, очень важно объяснить детям, что из этих звуков слов не построишь. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
«Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем».
Предлагаю родителям игры, в которые можно поиграть дома.
«Вагончики»
На листе бумаги в клеточку ребенок рисует «вагончики» с разным количеством окошек (3, 4, 5). Детям предлагаются картинки, в названии которых 3, 4 и 5 звуков. Ребенок должен сказать, какая картинка может ехать в первом «вагончике» с тремя окошками. Например: «В первом вагончике может ехать картинка «кот», потому что в названии картинки три звука». Первый звук < к >, второй < о >, третий < т >.
«Цепочка слов»
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Можно поиграть в такую игру и устно, произносим слово, на последний звук называем новое слово и т.д.
«Найди слова в слове»
В тетради пишется слово или выкладывается из букв разрезной азбуки. Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новое слово».
« Светофор»
Взрослый называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).
«Назови…»
Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м (и т.д.).
«Расскажи….»
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука м.(и т.д.)
«Подбери слово»
1. Подобрать слова, которые начинаются со звука м (и т. д)
2.Подобрать слова, в которых звук ь (и т.д.) находится в конце слова.
«Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас.
«Отгадай слово». Предложите ребенку запомнить первый звук из слова крот, второй звук из слова порт, четвертый звук из слова торт. «Какое слово получилось?» (Кот.)
«Скажи слово наоборот». Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.
Данные игры способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности. Создают положительный эмоциональный настрой. Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания родителей и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ребенка, как устную, так и письменную. Старайтесь заниматься с ребенком регулярно и вас ждут успехи!
Подготовила: педагог – дефектолог Левченко Гульсара Алтымбаевна
www.nsportal.ru/ levchenko – gulsara сайт учителя - дефектолога