Консультация педагога-дефектолога
Как правильно подобрать развивающую (дидактическую) игру для ребенка?
В настоящее время рынок наполнен множеством различных игр. Как же правильно подобрать игру для ребенка? Во - первых, необходимо знать, что все практически все игры можно разделить по степени сложности. Первый уровень сложности – игра выполняется при помощи подражания «Делай, как я!», или методом наложения. Второй уровень сложности - по образцу. Здесь мы используем работу зрительного анализатора. Третий уровень сложности – по инструкции взрослого. Используется слуховой анализатор. Во- вторых, можно определить зону актуального развития ребенка и исходя из этого, продолжить работу в зоне ближайшего развития.
Для того, чтобы объяснить развитие детей Лев Семёнович Выготский, в начале XX века ввёл такое понятие, как "зона ближайшего развития". "Зона ближайшего развития" - это то, что ребёнок сегодня выполняет с небольшой помощью взрослого, а завтра уже самостоятельно!
Перед тем, как научить малыша чему-то новому, нужно определить те знания и умения, которые ребёнок может выполнить самостоятельно. Например: ребенок (мальчик Витя, 4 г.) складывает успешно разрезные картинки из 4 частей - это будет "зоной актуального развития". Затем мы продолжаем работать в "зоне ближайшего развития", то есть подбираем игры и упражнения, в которых ребёнку требуется небольшая помощь взрослого человека. Например, складываем с ребенком разрезную картинку уже с 5- 6 частей. Действуем СОВМЕСТНО, а не вместо ребенка! Направляем движения ребёнка, хвалим и поддерживаем! Если же выйти за пределы ЗБР (зоны ближайшего развития), пример: дать малышу (мальчику Вите, 4 г) задание: сложить разрезную картинку из 10- 12 частей, то ребенок будет испытывать значительные трудности, потеряет интерес к игре!
Кстати, такие понятия применительны и к взрослым. Все, что вы выполняете успешно, находится в "зоне актуального развития", но, если при этом вы не обучаетесь, не используете помощь учителей(наставников, коучей),то "зона ближайшего развития" остаётся неиспользованной, и, как следствие, - взрослый "топчется на месте" - не развивается.
Педагог – дефектолог: Левченко Г.А.