Творчество как метод социально-трудовой реабилитации
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН « Причал» состоялась встреча педагогов. Инструктор по труду Снадная Т.П. провела консультацию на тему «Творчество как метод социально-трудовой реабилитации».
Творчество – это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самовыражению.
Татьяна Павловна строит свою работу с воспитанниками «Причала» опираясь на свои программы «Ступени творчества» и «МастерОк», которые направлены на развитие трудовой деятельности через творческое начало.
Выполнение задания воспитанники обычно проходят неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому применяется дифференцированный подход. При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией, дети выполняют часть работы и сознают, что от их мастерства и качества исполнения зависит результат коллективной работы. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Опыт показывает, что занятия по трудовому воспитанию способствуют активному развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, клеевым пистолетом, фигурными трафаретами.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание создавать красивое.