Играем с детьми раннего возраста
Играем с детьми раннего возраста.
«Что ты больше всего любишь делать?». На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!».
В младенческом возрасте через игру развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. Кроха с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассматривая, трогая, пробуя на вкус.
Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому родителям важно научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, возьмет их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т. д.
Сегодня вашему вниманию будут представлены несколько игр. Это результат многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста.
Игра «Кто это?»
Ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
Игра «Соберем колечки»
Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз, два, три» взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова.
Игра «Догони мяч»
Взрослый катит один или несколько мячей в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении ит. Д.
Игра «Самолетик—самолет»
Взрослый показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх – вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж – ж – ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:
Самолетик – самолет
Отправляется в полет
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну.
Разводит руки в стороны ладонями вверх,
Делает повороты вправо,
Влево и выдох.
Встает прямо, опустив руки.
Игра «Бабушкины очки»
Взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: «Бабушка очки надела и внучку Сашеньку (Машеньку) рассмотрела».
Потом предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
Игра «Построим гараж»
Цель: развивать ориентировку на количественный признак — находить один, мало и много предметов в окружающей обстановке.
Оборудование: кубики, машина.
Взрослый показывает машину и кубики и говорит, что нужно построить гараж. Для этого надо перевезти кубики в машине. Взрослый просит ребенка положить в машину только один кубик и привезти к взрослому. Обращает внимание, что из одного кубика гараж не получается, надо еще привезти кубики. Затем просит ребенка: «Привези еще один кубик». После чего обращает внимание на то, что кубиков мало, гараж не получается: «Привези много кубиков, чтобы построить гараж». Взрослый строит гараж, обращая внимание ребенка, что кубиков много: «Гараж получился». В конце предлагается ребенку поиграть с машиной.
Игра «Звени колокольчик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Оборудование: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.
Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (показывая другую коробочку) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая действиям взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Далее ребенку предлагается попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).
Игра «Поехали, поехали»
Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.
Ход занятия: взрослый усаживает ребенка на свои колени лицом к себе, начинает проговаривать потешку:
Поехали, поехали с орехами, с орехами. Поскакали, поскакали с калачами, с калачами Вприпрыжку, вприскочку, по кочкам, по кочкам В ямку — бух!
При произнесении последних слов наклоняет ребенка вниз, вызывая положительную эмоциональную реакцию. При повторном произнесении потешки взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.
Игра «Приведи куклу в порядок»
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: «Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. При затруднении применяются совместные действия.
Занятие «Оденемся на прогулку»
Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.
Занятие «Крошки для курочки» (аналогично «Витамины для куклы»)
Цель: формировать способ действия — отщипывание.
Оборудование: заводная курочка, тесто или мягкий пластилин.
Взрослый показывает яркую коробку, трясет ее, эмоционально спрашивает: «Кто там?» Открывает или просит ребенка открыть, достает курочку, любуется ей, затем предлагает покормить курочку крошками, показывает, как нужно отщипывать от теста кусочки. Если ребенок затрудняется действовать самостоятельно, педагог начинает действовать руками ребенка, затем заводит курочку и подносит к «крошкам». Курочка «клюет», педагог комментирует действия: «Курочка по крошке клюет!», хвалит ребенка.
Занятие «Салютики»
Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, действию с красками.
Оборудование: соломинки для коктейлей, альбомный лист или ватман, краски.
Взрослый капает жидко разведенную краску на лист и показывает ребенку, как нужно дуть на пятно, краска разбрызгивается — «Салют!».
Затем взрослый предлагает ребенку самому капнуть краску другого цвета и подуть, радуются, хвалит ребенка.
Уважаемые родители, это всего лишь малая часть игр, в которые можно поиграть в вашим малышом! Играйте и получайте удовольствие со своим ребенком!
педагог – дефектолог СРЦН «Причал» Левченко Г.А.