Как формировать пространственные представления?
Как формировать пространственные представления?
Для чего это нужно? Формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его успехов, играет огромную роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью. Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые бы заставили ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Для начала необходимо промаркировать левую руку ребенка с помощью цветного браслета, резинки, часов и т. д. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о себе строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь малыш знает, что «слева» - это там, где браслет. На первых этапах такие маркеры должны присутствовать на нем постоянно.
Понятия «вперед», «»назад», «вверх» - закрепляется с помощью определенных движений – это простые шаги или прыжки на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе». Вначале ребенок выполняет движения вместо со взрослым, который показывает и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются. Далее ребенок переходит от совместного выполнения к самостоятельному, переход из внешнего во внутренний план. От движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем - только взором.
Особое место занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (листе бумаге, странице книги, тетради и т. д.) Для этой цели служат дидактические игры:
«Найди игрушку»
Взрослый прячет игрушки в разных местах комнаты. Например, слева от предполагаемого месторасположения по ходу игры – зайчика; справа за столом – куклу; сзади за тумбочкой – флажок, впереди под ковром – карандаш. Затем приглашают ребенка и говорят ему: «Налево пойдешь – зайчика найдешь; направо пойдешь – куклу найдешь; вперед пойдешь – карандаш найдешь; назад пойдешь – флажок найдешь. Куда ты пойдешь?» Ребенок выбирает направление и называет его. Далее взрослый предлагает идти искать спрятанную там игрушку. Когда ребенок нашел игрушку, он громко сообщает, где он ее нашел. Игры постепенно усложняют.
«Сделай коврик для мамы»
На листе бумаги выкладывают узор из вырезанных из цветной бумаги геометрические формы (можно заменить природными материалами, лоскутами ткани и т. д). Сначала совместно со взрослым, называя каждое расположения узора, затем по называнию; следующий этап, когда дети самостоятельно рассказывают, где расположены элементы узора.
Для детей дошкольного возраста очень интересным занятием являются графические диктанты – задания, при выполнении которого получается четкий рисунок из отрезков. В школе, с самого начала обучения, детям, часто дают упражнения, которые требуют от ребенка умения отсчитывать клетки и верно ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант решает две задачи в игровой форме. Как бы ни рисовал ребенок, но если он четко следует маленьким пошаговым инструкциям, у него получится правильное пропорциональное изображение.