Советы дефектолога. Учим времена года!
Советы дефектолога. Учим времена года
К моменту поступления в школу необходимо сформировать у дошкольника представления о времени. У детей с особенностями в развитии замедленная ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий затрудняют формирование временных представлений. Поэтому необходимо формировать временные представления не только в специально-организованных формах, но и на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.
При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)
В старшем дошкольном возрасте уточняются и закрепляются представления о частях суток. Деление суток на четыре части (утро, день, вечер, ночь) связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца и Луны и сменой видов деятельности людей в различные части суток. Эта смена принята условно, так как продолжительность каждой части суток различна.
Время - это востребованная категория в познании ребёнком окружающего мира. В формировании представлений о времени огромную роль играет слово: именно в нём разделяются и обобщаются, различные временные отрезки, наполняются особым смыслом. Это подтверждается на практике – у детей с нарушенным процессом последовательности, которые с трудом воспроизводят в нужном порядке какие-то явления, ошибочно формируются языковые обозначения временных представлений. Ребенок должен не только иметь представление о последовательности смены явлений, о их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций. Для успешного овладения языком необходимо параллельное развитие временных и пространственных аспектов и они ни в коем случае не должны разобщаться.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик». В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом П.И. Чайковского “Времена года”. Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.
При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:
· каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый кружок, лето красивое – красный кружок и т.д.
· каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.
«Догадайся, о каком времени года идет речь» Взрослый читает небольшой текст, дети по содержанию определяют время года.
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень)
Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима)
«Когда это бывает?» (загадки о временах года)
«Составь картинку» Взрослый предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.
«Объясни смысл пословиц о временах года.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Что летом родится, зимой пригодится.
Готовь сани летом, телегу - зимой.
Летний день за зимнюю неделю.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Солнце на лето, зима на мороз.
педагог – дефектолог ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» - Левченко Г. А.