Консультация для родителей "Что я знаю о своем ребенке? Дети с ЗПР"
Что я знаю о своем ребенке? Дети с ЗПР.
Вашему ребенку поставили диагноз ЗПР. Что это такое?
ЗПР (задержка психического развития) – слабовыраженные отклонения в психическом развитии ребенка. И все, что необходимо понять и сделать в данном случае – это выявить те специфические черты, присущие онтогенезу (развитию) такого ребенка и ресурсы развития, обусловливающие компенсаторные возможности ребенка.
При клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 — 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).
По уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц).
При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие.
Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
*болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
*хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
*токсикозами, особенно во второй половине беременности;
*токсоплазмозом;
*интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
*несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
*травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;
*асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
*педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
На основе этиопатогенетическо принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:
· конституционального;
· соматогенного;
· психогенного;
· церебрально-органического.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.
Основной задачей в обучение детей с ЗПР является создание условий для успешной коррекции их деятельности, формировании положительных мотиваций повеления.
· Создание благоприятной обстановки, щадящего режима.
· Использование приемов и методов коррекционно – воспитательного направления в обучении.
ü В процессе занятия обобщать каждый этап (закрепление материала, проверка задания, объяснение нового и т.д.).
ü Учебный материал преподносить небольшими порциями, постепенно усложнять , задавать наводящие вопросы, использовать наглядные материалы, схемы, образцы решения задач, выполнения упражнений.
ü Также очень важно формировать у ребенка навыки самостоятельной работы, , умение организовывать, планировать деятельность и осуществлять самоконтроль.
ü Особое значение имеет мягкий доброжелательный тон взрослого, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.
Подготовила: педагог – дефектолог Левченко Г.А.