Дети с нарушением слуха.
Консультация дефектолога.
Что я должен знать о своем ребенке. Дети с нарушением слуха.
«Предупрежден, значит вооружен». Это высказывание мы взяли на вооружение, т.к. опыт показывает, что знание родителями особенностей своего ребенка; знания и умения организовывать быт, режим дня (наполнить его разнообразным содержанием); социально-правовые знания и контакты с образовательными учреждениями - все это и многое другое делает возможным наладить жизнь ребенка с ОВЗ.
Особенности поведении и психологии людей с нарушениями слуха привлекли внимание педагогов и врачей – психиатров приблизительно в середине XIX в.
Нарушения слуха вызываются различными заболеваниями детей (менингит, грипп и его осложнения), могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек. Также к потере слуха могут привести различные механические травмы. Многообразие проявлений нарушений обусловливает необходимость классифицировать и делить детей на группы, в частности, для определения типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок.
В этой статье я кратко опишу наиболее ярко выраженные особенности.
Ощущение и восприятие
Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств, предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств.
Восприятие – представляет собой целостный образ предметов и явлений.
Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий.
Исследования ученых показали, что в связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Слышащие дети чаще, чем с особенностями, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Такие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. У детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у детей играют также осязательные и двигательные ощущения. Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у детей младшего возраста развиты плохо. Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы.
Внимание.
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Для неслышащих характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы. На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.
У школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п.
Память.
Память - это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих, усвоение социального опыта особенными детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
Образный материал школьники непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание).
Дети значительно хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Им труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры. При предъявлении целой фигуры запоминание не имеет больших отличий от запоминания слышащих.
Установлено, что дети, прежде всего, усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные.
Школьники не могут передать своими словами прочитанный текст, они связаны с текстом и стремятся к дословному, текстуальному его воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается. Стремление к дословному воспроизведению текста нельзя объяснять лишь недостаточным словарным запасом. Вероятно, более правильным является объяснение Л.В.Занкова и Д.М.Маянц, которые считают, что слова, используемые детьми, часто оказываются элементами речи, «застывшими в определенных сочетаниях», «малоподвижными», что дети часто не могут «вырвать слово из определенной группы слов и использовать его в соответствии со своим значением в другом сочетании.
Воображение.
Многие учащиеся не могут передать своими словами содержание прочитанного ими текста, не могут творчески переработать текст. Для того, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть.
Мышление.
Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.
Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне её.
У детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.
Дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно - образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления ребенок резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.
Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей.
По разному идет у неслышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у особенного ребенка, эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются детям для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для ребенка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.
Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.
Письменная речь.
Наиболее трудным для ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов.
Учащихся с нарушениями слуха, особенно старших классов, необходимо включать в процесс активной деятельности вне стен специальной школы. Они должны приобрести опыт практической деятельности с тем, чтобы полученные знания в школе на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов.
Подготовила:педагог -дефектолог Левченко Г.А