Сенсорное развитие "особенного" ребенка.
Что такое сенсорное развитие? Для чего это требуется?
Очень часто родители задают такие вопросы.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.
Ребенка необходимо научить сознательно выделять, рассматривать, выслушивать, ощупывать и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, с чем сравнивают, сопоставляют результаты восприятия являются системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые он воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово – название.
Сенсорное развитие ребенка с особенностями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – ребенок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с незнакомым заданием, сразу же переходит к хаотичным действиям, совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой.
Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием.
Этому их надо учить специально!
Подготовила: педагог – дефектолог