Личностно-ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Личностно-ориентированный подход
логопеда в коррекционной работе
В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для воспитанника, на сохранение и развитие доверия к миру (позитивное отношение к жизни), развитие индивидуальности и личности ребёнка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.
Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. У них отмечаются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков, недостаточная сформированность фонематических процессов, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, недостаточное развитие связной речи.
Кроме того, у учащихся с нарушениями речи отмечаются: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. И как следствие этого, имеют место трудности формирования учебных умений (планирование работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности).
В связи с этими особенностями обучающихся с речевыми нарушениями я определила следующие направления работы:
- развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов произношения;
- расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- формирование полноценных учебных умений;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный подход. Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей и индивидуальных особенностей воспитанника.
В занятия включены задания на формирование психофизической сферы. Это психогимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками и другими атрибутами, голосовые и дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи.