Рефлексивная игра «Лепешка»
Рефлексивная игра «Лепешка»
Психологи отмечают, что применение настольных игр неизменно дает положительную динамику с разными возрастными категориями детей. Настольные игры помогают психологу проводить скрытую диагностику ребенка и тех изменений, которые происходят во время игры. Настольные психологические игры выполняют три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Рефлексивная игра «Лепешка» - верный помощник психолога в развитии эмпатии, коммуникативных навыков у ребят, умения решать свои задачи, учитывая интересы окружающих, в сплочении детского коллектива. Еще одно достоинство – игру можно сделать самим!
В Ипатовском СРЦН «Причал» ребята полюбили эту игру еще и за вариативность, возможность вносить в нее интересные дополнения. В игре могут принимать участие игроки от 4 лет. Количество - от 3 до 5. Игра направлена на развитие и укрепление необходимых психических процессов, постепенное формирование адекватной реакции на происходящее вокруг.
Фишки ребята самостоятельно лепят из пластилина, выбранного цвета. Взрослый, обучающий детей правилам игры, может и сам быть одним из игроков. Или только «судьей», следящим за выполнением правил, в зависимости от поставленных задач. В ходе игры между участниками постоянно возникают отношения: от резко агрессивных, когда кого-то превращают в «лепешку», до доброжелательных, когда играющие помогают друг другу. В игре отрабатывается также опыт обвинений, извинений и умение просить о помощи. Игроки учатся управлять своими эмоциями, корректировать агрессивность или обидчивость социально допустимым способом, делать правильный выбор – в каких ситуациях необходимо уступить, а где – дать отпор. Условие игры, требующее формулировки обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлексии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. Кроме того, в процессе убеждения игроком группы в том, что он достоин стать человеком, происходит сравнение «образа Я» с некоторым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает подростку возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального», причем психолог может до некоторой степени контролировать этот процесс.
Процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.