Переходный возраст – выстоять «бурю» вместе
Переходный возраст – выстоять «бурю» вместе
Знаете ли вы, что переходный возраст есть только в цивилизованных современных обществах? У тех народов, которые и сейчас живут племенами, есть ритуалы инициации, одномоментно переводящие ребенка из мира детства в мир взрослых. В современном обществе такого ритуала нет, переход от детства к взрослости растянут во времени, границы размыты. Поэтому, современным подросткам трудно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни – уже не дети, но еще и не взрослые. А взрослым тоже порой нелегко понять, как же быть в новой ситуации.
Уважаемые взрослые, предлагаю вашему вниманию 5 возможных шагов по улучшению взаимопонимания с детьми:
ШАГ 1. Понимание причин поведения подростка
Подросток стремится доказать себе и миру, что он уже взрослый всеми путями: не слушается родителей, своевольничает, грубит, пробует внешние атрибуты «взрослости»-меняет имидж, ночевки у друзей, алкоголь, сигареты…
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
- отвечать грубостью на грубость,
- активно включаться в скандал
- контролировать каждый шаг ребенка
-язвить по поводу неудач самостоятельных поступков
ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО:
Доверять то, чего раньше не доверяли, дать разделить с вами ваши взрослые заботы: выбрать подарок на день рождения отцу(матери), оплатить счет за коммунальные услуги в банке, чаще выражать вашу радость тому, что ваш ребенок повзрослел, стал самостоятельнее.
ШАГ 2. Выражение искреннего интереса
В 12-17лет у девушек и юношей формируется свой взгляд на мир, которым им хочется поделиться с кем-то, в первую очередь со сверстниками.
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
-быть равнодушными
- демонстрировать детям, что их переживания, мысли не важны, не интересны, глупы, сиюминутны
- заменять собой весь мир
ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО:
Разговаривать открыто на важные для ребенка темы, задавать вопросы о его друзьях, интересах, увлечениях. Важно, чтобы подросток чувствовал, что он вам не безразличен.
ШАГ 3. Уважение
В этом возрасте слушаться родителей для детей равнозначно признанию в своей «невзрослости», поэтому любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
-заставлять безоговорочно вам подчиняться
- подвергать наказаниям за ослушание.
ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО:
Порадуйтесь – ваш ребенок вырос и живет своим умом. Поэтому вам нужно быть более гибким. В первую очередь измените приказной тон на более демократичный, уберите из речи такие директивы как «ты должен», «ты обязан». Лучше попросите и объясняйте, почему это важно. Например, если хотите, чтобы он сделал слишком громкую музыку по- тише, объясните, что у вас болит голова.
ШАГ 4. Живите интересно сами
Заметьте, как часто от вас ребенок слышит, что – то вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!». Такие фразы чаще всего не обращают ребенка к новым интересам, а настраивают его против вас и вызывают возмущение: «А ты сама- то?»
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
-подчинить всю свою жизнь только интересам ребенка, в ущерб собственным
- забывать о своих интересах.
ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО: Подавать пример делом. Если попрекаете ребенка ленью, не сидите дома сами – отправляйтесь в поход, музей, на выставку и т.д.
ШАГ 5. ПЕРЕДАЧА ОПЫТА
Максимализм подростков, деление всего на «черное» и «белое» часто отдаляет от родителей: «взрослым не понять…» Им трудно представить, что их строгие мамы и папы в юности тоже шалили, влюблялись, пробовали первую сигарету, допускали другие ошибки роста...
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
-идеализировать свой образ в юности «вот я в твои годы…»
-быть ханжой, строить из себя человека, у которого и сейчас нет недостатков
ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО:
Открывайтесь перед детьми. С юмором расскажите о тех ситуациях в которые вы попадали сами в возрасте вашего ребенка и что или кто помог вам. Поделитесь воспоминаниями о первой любви, о ваших конфликтах с родителями, о своих чувствах… Сын или дочь ощутят, что вы им не враги, а просто очень за них волнуетесь. Ведь как сказал один подросток «счастье – это когда тебя понимают». Понимайте своих детей.
Если же у вас возникают трудности не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам!
Педагог-психолог ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Соколова Н.Д.