Возраст почемучек
Возраст почемучек
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, — когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д., ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию – сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребёнка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величины, веса, температуры и др.). Здесь, очень важно, как можно больше играть с ребёнком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребёнок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Развитие речи идёт в нескольких направлениях:
• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
• речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
ВАЖНО
• Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении, пользоваться словами с противоположным значением.
• Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.
Подготовила: логопед
Погорелова С.Н.