Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
- Состояние звукопроизношения: к шести годам ребёнок должен чётко произносить все звуки.
- Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребёнка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
- Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (жёлтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
- Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
- Состояние словарного запаса. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, находить больше времени для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
- Состояние связной речи. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Что ещё нельзя оставлять без внимания:
- Развитие мелкой моторики
- Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Замечательно воздействует на мелкую моторику лепка из пластилина. Такие упражнения как застёгивать и расстёгивать пуговицы. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
- Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
- Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
- Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
- Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
- Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
- Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Уделите внимание Вашему ребёнку и школьная пора принесёт только положительные эмоции!
Подготовила: логопед
Погорелова С.Н.