Логопедические стихи
Логопедические стихи в работе логопеда, как средство профилактики речевых нарушений с использованием приемов самомассажа лица и массажа пальцев и кистей рук.
В данной статье, я бы хотела рассказать о двух причинах, которые могут влиять на нарушения речи у детей. А так же о значении стихов в работе логопеда, и том, как написанные мною стихи помогают мне выполнять профилактику речевых и моторных нарушений. Одна из причин нарушения речи у детей - это тонус мышц лица. Для того что бы нормализовать тонус мышц лица, в своей работе с детьми я использую самомассаж лица. Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Следующая причина нарушения речи у детей - это слабая моторика пальцев и кистей рук. Развитие моторики так же необходимо для подготовки руки к письму. Кисти руки – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений: массажный шарик су-джок, сосновые шишки, карандаши, прищепки. Для того, чтобы детям был интересен процесс самомассажа лица и самомассажа кистей и пальцев рук, я читаю ребенку стихотворение, строки которого сопряжены с действиями которые выполняет ребенок. Почему именно стихи? Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной — разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг. Мой творческий подход заключается в том, что я пишу стихи по определенным темам и потом использую их в работе с детьми. Это могут быть темы: овощи и фрукты, времена года, игрушки, космос и многие другие темы. Вот несколько примеров моих стихов, с помощью которых вы можете провести занятие со своими детьми в домашних условиях.
Ко дню космонавтики актуальна тема стиха о космосе. С помощью данного стиха изучаем космос, совмещаем приемы массажа пальцев и самомассажа лица.
Тема стиха: «Космос»
Космос изучать хочу! (потирание ладоней)
Туда во сне я полечу.
Нужно срочно засыпать,(разогретыми ладонями проводим вверх и вниз)
Буду звезды я считать.
Один, два, три четыре, пять. (шариком су-джок проводим по каждому пальцу)
Всех их мне не сосчитать.
Засыпаю...(проводим круговыми движениями пальцев по глазницам)
Я скафандр надеваю, (поглаживать лоб от середины к вискам)
И корабль запускаю.
Я стремительно лечу,(потирание носа от переносицы к крыльям носа)
Луну я изучать хочу!
Остановка...(закрыть лицо ладонью)
Вот луна.
Ох, холодная она!(сжимаем и разжимаем кулачки)
Беру ручку и тетрадь(водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Нужно все мне записать.( водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Посмотрите!(соединяем в кулачок большой палец с остальными пальцами)
Вот луна.
Спутник у земли она.(скрещиваем между собой пальцы обеих рук)
На ней кратеры, холмы, (сжимаем левую руку в кулак и проводим указательным пальцем правой руки по косточкам, затем меняем руки) Они с земли нам не видны.
Ой, гудит корабль мой, (массируем уши)
Нужно срочно мне домой!
До свидания луна!(сжимаем , разжимаем ладони)
Сон прощай,
Земля - ура!!!(тянем руки вверх
О.Стасенко
Тема стиха : «Овощи»
С помощью данного стиха изучаем овощи, нормализуем тонус мышц лица.
Что весною нам сажать?
Нужно срочно нам узнать. ( движения пальцами от середины лба к вискам).
Спросим у овощевода, (растирают губы от середины к сторонам)
Он начальник огорода.
Расскажи овощевод ( открыть и закрыть рот, имитация жевания)
Как сажаешь огород?
Сначала я беру редиску(круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Не сажаю ее близко,
А затем лучок, петрушку, лист салата и капустку тоже не сажаю густо! (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Про картофель не забыл, (оттягивание ушных вниз).
Еще его не посадил.
Как земля теплее станет, (потирание щек)
Вот тогда пора настаёт.
Овощи не забывайте, орошайте, поливайте! (легкое постукивание подушечками пальцев по всей по щекам и лбу)
О.И. Стасенко –логопед ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»