«Роль семьи в развитии речи ребенка»
«Роль семьи в развитии речи ребенка»
В.А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Действительно, самым главным источником информации для маленького ребенка является семья. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно и ребенок сам, без помощи взрослых овладевает правильным произношением, является крайне оспоримым. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. И, как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно не уместна подделка под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка слова.
Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «До-свидания», «Будьте здоровы». Задавая вопросы ребенку, нужно дать ему подумать, не торопясь отвечать самостоятельно, так как важно обеспечить его речевую активность.
Подготовил логопед: Стасенко О.И