«Умные» пальчики!
«Умные» пальчики!
Значение развития мелкой моторики рук
в раннем и дошкольном возрасте.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.).
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Помните, уважаемые родители! Чем «умнее» ручки, тем умнее ребёнок! Покупая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно иметь в виду, что только лишь совместная работа взрослого и ребёнка даст хороший результат.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Безусловно, развитие мелкой моторики – никак не единственный фактор, способствующий формированию речи. Если у ребёнка будет отлично развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь его будет слабо развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно беседовать с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Очень важно читать ребёнку, говорить обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши, как правило, с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
логопед отделения
социальной реабилитации
Погорелова С.Н.