Речевая готовность детей к школе.
Информация для родителей будущих первоклассников
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет речевая готовность к обучению в школе. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Какие же критерии речевой готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением (произносить все звуки родного языка).
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать фонемы (звуки).
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»; звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Уважаемые родители, если вы уделите должное внимание предшкольной подготовке – это облегчит усвоение школьного материала Вашим ребёнком, тем самым сделав процесс обучения интересным и увлекательным. Желаю успехов!!!
Учитель – логопед ГКУСО ИСРЦН «Причал» Погорелова С.Н.